Гуманность (Головин, 1998)
ГУМАННОСТЬ — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. Оно снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.
В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где является способом существования отношений межличностных, при коих каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач деятельности совместной. Эмпирическое воплощение гуманности — идентификация коллективная.
Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования — важная задача нравственного воспитания человека, формирования всесторонней личности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 146.