Семиосоциопсихология

СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ, или  семиосоциопсихологическая парадигма (ССП) — рассматривает социальную коммуникацию как обмен действиями порождения и интерпретации текстов, т.е. как текстовую деятельность, в ходе которой выясняется, способны или не способны люди понимать друг друга. Является составной частью разработанной российским ученым, профессором Т.М. Дридзе экоантропоцентрической человекосредовой парадигмы, исследующей социально значимые процессы в системе «человек—среда». Сама возможность человеко-средовых интеракций осуществляется благодаря коммуникации социальной, которая исследуется в ССП, с одной стороны, как универсальный социокультурный «механизм», ориентированный на взаимодействие социальных субъектов (соответственно, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия), а, с другой, — как интенциональную и целеобусловленную деятельность, осуществляемую людьми в контексте проблемных жизненных ситуаций, лежащих у истоков любых социально значимых проблем.

Межличностная обыденная, педагогическая, деловая, научная, массовая и иная коммуникация; общение людей, опосредствованное любыми видами художественного артистического и/или литературного творчества; коммуникация между людьми в сфере правоотношений и в ходе выработки и принятия управленческих решений в социокультурной организации общества — все эти и другие виды коммуникации осуществляются путем обмена действиями порождения и интерпретации цельных, психологически завершенных, иерархически организованных содержательно-смысловых структур (текстов), имеющих интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту.

Интенция — понятие, пришедшее из античной философии и средневековой схоластики, где означало стремление, намерение, цель, направленность на какой-либо предмет. Активно используется в экзистенциальной и феноменологической философии. Расширительное значение приобрело в ССП, где данное понятие операционализовано применительно к анализу любых проявлений человеческой активности. Для этого в основу номинации положен также имплицитно присутствующий здесь признак — «мотивация», характеризующий побуждающее начало человеческой деятельности. Соответственно, интенция трактуется как равнодействующая мотивов и целей (точнее, искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей.

ССП исходит из того, что для анализа коммуникационных процессов наличия категорий «речь» и «дискурс» недостаточно — тому и другому уподобляется категория «текст», в которой основное внимание фокусируется не столько на том, «о чем?», «что?» и «как?» говорится в тексте, сколько на том, «почему?» и «ради чего?» этот текст порождается, т. е. в чем состоит коммуникативное намерение его создателя, каким образом он это намерение объективирует и сколь адекватно это намерение интерпретируется партнерами по коммуникации. Включая разные по сложности знаки в многоступенчатые информативные связи, способствующие осуществлению определенной, пусть не всегда четко формулируемой, но все же намеченной цели общения, человек порождает мотивированное и в силу этого обстоятельства целостное содержательно-смысловое образование как культурный объект и единицу общения.

Трактовка текста в ССП как иерархически организованной структуры коммуникативно-познавательных программ, цементируемой общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению, а текстовой деятельности как механизма социокультурной коммуникации, содержит идею опредмечивания в актах знакового общения специфической потребности социальных субъектов в диалоге и партнерстве, а значит, наличия нравственной установки и навыков идентификации (самоотождествления) с проблемной жизненной ситуацией других субъектов. Лишь на базе такой идентификации возможен смысловой контакт, когда благодаря адекватному истолкованию коммуникативных замыслов при обмене действиями порождения и интерпретации текстов-сообщений возникает «эффект диалога», взаимная ситуационная идентификация партнеров по общению, которая приводит к совмещению в их сознании «смысловых фокусов» (коммуникативных доминант) порождаемого и интерпретируемого текстов. Иными словами, речь идет об эффекте «моносубъектности» как платформе для взаимопонимания и диалога в любом переговорном процессе, как бы широко ни трактовалось понятие «переговоры». Итоги экспериментов обнаружили весьма широкую распространенность «смысловых ножниц», которые в самом общем виде могут быть описаны как ситуации возникновения «смыслового вакуума», вызванного несовпадением «смысловых фокусов» в ходе текстовой деятельности партнеров по общению.

При анализе процессов общения в рамках ССП различаются такие формы чел. активности, как поведение и деятельность. В качестве существенных признаков такого различия выделяют уровень мотивации, сопутствующий созданию текста, и соответствующую ему меру осознания этой мотивации коммуникатором. Отличительной особенностью «поведения» в таком случае оказывается его спонтанность и стереотипность при отсутствии стремления (а часто и необходимости) к осознанию мотивов тех или иных поведенческих актов, в то время как «деятельность» — осознанно мотивированная активность.

В рамках ССП разработан оригинальный исследовательский метод — интенционального, или мотивационно-целевого анализа процессов общения, основанном на искусстве выделения интенции и «работающих на нее» коммуникативно-познавательных программ анализируемого текста. Разработана и технология изучения особенностей «преломления» воспринятого текста в сознании человека. Сопоставление исходной, объективно существующей структуры конкретного текста — со структурой восприятия этого же текста респондентом — позволяет определить, понятна ли ему интенциональность коммуникатора, различает ли он главное и второстепенное (речь не идет о согласии или несогласии — только о понимании).

Эффективность процессов коммуникации определяется не только особенностями текстовой деятельности коммуникатора, но и социоментальными характеристиками партнеров по общению. Эти характеристики зависят от умения человека оперировать знаковой информацией, его психологической готовностью к общению и адекватному постижению мотивов и целей коммуникатора. Выступая как условный группообразующий социально-психологический признак, эти характеристики существенным образом влияют на меру адекватности интерпретации коммуникативной интенции, а значит, и на саму возможность диалога. Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации коммуникативных интенций; этот феномен связывается не с врожденными качествами, а с особой формой тренированности, с коммуникативными навыками, которые, как показывает исследовательская практика, поддаются корректировке. Задача совершенствования коммуникативных навыков личности — социально значимая, связанная с качественными характеристиками того пространственно-временного континуума, в котором мы все живем.

Т.З. Адамьянц

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 406-408.

Литература:

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре соц. коммуникации. М., 1984; Она же. Соц. коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Обществ, науки и современность. М., 1996. № 3; Она же. Социокульт. коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокульт. пространство диалога. М., 1999; Она же. Две новые парадигмы для соц. познания и соц. практики // Соц. коммуникация и соц. управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М., 2000; Адамьянц Т.З. В поисках смыслового и эмоционального контакта // Мир психологии. 2002. № 4.