Иконография (Чубарьян, 2014)

ИКОНОГРАФИЯ (от др.-греч. εἰκών (eicon) - «эйкон» - образ и γράφω (grapho) - «графо» - пишу) - понятие, используемое в исторической науке и искусствоведении в различных значениях. 1) Иконография - совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. п.) или сюжетов, характерных для каких-либо эпох, направлений в искусстве и т. д. (БСЭ). 2) В изобразительном искусстве иконография — это каноническая система изображения каких-либо персонажей или сюжетов, характеризующаяся созданием художественных форм с устойчивым значением. Иконографию определяют два важнейших момента: повторяемость характерных черт архетипа, или первообраза, и сохранение того же смыслового содержания при повторениях (Православная энциклопедия). В обществах, отличающихся наличием жестких идеологических, религиозных, эстетических норм, следование иконографическому канону обязательно для художника. В прошлом понятие «иконография» относилось в основном к христианскому искусству, потом было распространено на религиозное искусство вообще (иконография Будды, иконография индуистской мифологии и т. п.), сейчас оно охватывает всю изобразительную сферу - от пещерных рисунков первобытных людей до цифровых визуальных продуктов.

3) В исторической науке иконография - это система приемов и методика определения достоверности изображения какого-либо исторического лица или события, их опознания и датировки (БСЭ). Основы иконографии как вспомогательной исторической дисциплины заложил в XVIII в. Бернар де Монфокон, исследовавший античные изобразительные источники (Mondfaucon В. de. L'antiquite expliquee et representee en figures. P., 1719-1724. V. 1-15). 4) В искусствоведении И. - научное направление, предметом исследования которого являются типы и мотивы изобразительного искусства. Иконография занимается истолкованием сюжета, фигур и символов произведения искусства (БРЭ, Православная энциклопедия). Иконографический метод сложился на основе сочетания описательных принципов классификации изображений и церковно-исторического подхода в середине XIX в. в связи с задачами изучения средневекового искусства Европы (иконография Христа, Богоматери, святых и т. п.). У его истоков сочинение А.-Н. Дидрона об иконографии бога в христианстве (Didron A.-N. Iconographie Chretienne: Histoire de Dieu. P., 1843). В России научная школа И. была создана Ф. И. Буслаевым, наиболее значительными ее представителями считаются Н. П. Кондаков и Н. В. Покровский. В настоящее время иконография стала ведущим методом в исследованиях не только средневекового изобразительного искусства, но и архитектуры. Его особенностью является комплексный подход, соединяющий методические приемы филологии, истории и богословия.

Таким образом, в исторически ориентированных гуманитарных науках иконография - это вспомогательная дисциплина, предметом которой является изучение и типологическая классификация изобразительных материалов, относящихся к определенной эпохе (живописных, графических, скульптурных, фото-, кино- и видео-портретов исторических личностей и обычных людей, изображений реальных событий, мифологических и религиозных персонажей и сюжетов). Иконография позволяет установить более или менее достоверный облик известных деятелей ушедших времен (иконография А. С. Пушкина, иконография Наполеона, российских императоров и т. п.), понять особенности восприятия и интерпретации человеком прошлого современной ему политической, социальной и культурной действительности (например, изменения строго канонической иконографии религиозных изображений свидетельствуют о переживаемых обществом социокультурных трансформациях). Существуют различные взгляды на функции иконографии. На протяжении XX века она рассматривалась в качестве визуальной лингвистики (А. Грабар), способов определения текста, лежащего в основе изображения (Э. Гомбрих), систематизированной группировки отдельных тем (Я. Бялостоцкий), сбора и классификации фактов (Э. Пановски).

Л. Б. Сукина

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 120-122.

Литература:

Богемская Г. К. Иконография // БСЭ. 3-е изд. М., 1972. Т. 10. С. 122;

Ванян С. С. Иконография // БРЭ. М„ 2008. Т. 11. С. 84-86;

Ванян С. С. Симвология, археология, иконография и архитектура. М., 2006;

Квливидзе Н. В. Иконография // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 44-47.

Понятие: