Внушение (Головин, 1998)

ВНУШЕНИЕ (суггестия) — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность «установок внушенных». Внушение — компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии. Внушение, производимое группой, — один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными — словами, интонацией, и невербальными мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Механизм внушения широко применяется религией для воздействия на верующих. По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных «словесных формул», кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния суггеренда различаются:

1) внушение в бодрствующем состоянии (см. бодрствование);

2) внушение в гипнозе;

3) внушение в естественном сне;

3) внушение постгипнотическое — реализуемое после выхода из гипноза. Эффективность внушения определяется:

1) свойствами суггестора — социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство;

2) особенностями суггеренда — степень внушаемости;

3) отношениями, складывающимися между ними, — доверие, авторитетность, зависимость;

4) способом конструирования сообщения — уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонент, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие неких средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). В педагогике делаются попытки использовать внушение в обучении — так называемая суггестопедия. В психологии экспериментальной внушение иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 94-95.