Австромарксизм и национальный вопрос

АВСТРОМАРКСИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — взгляды представителей австрийской социал-демократии по национальному вопросу, изложенные в различных работах, опубликованных в начале XX века. К ним относятся работы О. Бауэра, Р. Шпрингера, М. Адлера, Ф. Адлера, Р. Гильфердинга и др.

В Австро-Венгерской империи национальный вопрос был острейшим вопросом общественной жизни. Поэтому в программных документах австромарксистов национальному вопросу уделялось большое внимание. Кроме того, австромарксистами были изданы отдельные работы, посвященные теоретическим вопросам наций и национальных отношений. О. Бауэр является автором книги «Национальный вопрос и социал-демократия» (1909), Р. Шпрингер написал работу «Национальная проблема» (1909). Они изданы на русском языке (публикации других австромарксистов на русский язык не переведены).

В работах австромарксистов нация рассматривается как «психологическое понятие» или сводится к общности национального характера, сформировавшегося на почве общности судьбы, к союзу одинаково мыслящих людей. Исходным для О. Бауэра является мнение о нации как «естественной общности». По Бауэру, «естественность» ее проявляется в национальном характере. Его-то он и называет «объективным признаком», который отличает нации от других и тем более от ненациональных общностей. Свою книгу О. Бауэр начал с параграфа под названием «Национальный характер». По его мнению, «объективным признаком» нации является национальный характер, под которым он понимает «сумму признаков, отличающих людей одной нации от людей другой нации», «комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой». По Р. Шпрингеру, «нация — союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей. Это культурная общность группы современных людей, не связанных с землей». Говоря о собственном «духовном Я» нации, О. Бауэр к национальному характеру относит особый уклад воли, национальный дух, национальное сознание. В частности, признавая реальность национального сознания, О. Бауэр считал, что оно «есть не что иное, как познание того факта, что я схожусь со своими соплеменниками в известных общих физических качествах, в обладании известными культурными ценностями, в направлении воли и тем самым отличаюсь от людей, принадлежащих к другим нациям...»

О. Бауэр не сводил нацию только к «естественной общности». Он считал нацию еще и культурной общностью. Отталкиваясь от того, что культурная общность имела место и в первобытном обществе, О. Бауэр считает, что нация как форма существует и в нем, и лишь с развитием частной собственности утрачивает свое культурное единство и распадается на племена. В обществе, разделенном на классы, нация создается лишь той частью народа, которая представляет собой культурное сообщество (напр., феодальные властелины, буржуазия и т. п.). И только при социализме, по О. Бауэру, возможно полное восстановление национальной культурной общности.

Необходимо отметить также, что О. Бауэр придерживался концепции национально-культурной автономии, согласно которой национальная общность понималась как персональное объединение представителей той или иной национальности в нацию, независимо от территории проживания представителей данной национальности. Правда, надо заметить, что позиция О. Бауэра не оставалась неизменной, позднее он пересмотрел теорию «культурнонациональной автономии», признав право наций на самоопределение. Р. Шпрингер определял нацию как «личный (персональный) союз...», конституируемый как «экстерриториальная коллективная единица...». В конструировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса О. Бауэр и Р. Шпрингер усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

О. Бауэр одним из первых высказал предположения относительно будущего наций и их отношений. По его мнению, будущее наций связано с их «растущим дифференцированием» и «более резким отграничением их характеров». Дифференциацию наций он связывал с социализмом, обеспечивающим благоприятные условия для развития наций, их культур, традиций, языков.

Взгляды австромарксистов по национальному вопросу были подвергнуты критике В. И. Лениным и другими российскими марксистами. Вместе с тем отдельные позиции австромарксистов по национальным вопросам разделялись ими. Известно, что И. В. Сталин использовал в своих работах по национальному вопросу некоторые идеи австрийских социал-демократов. В современной западной социологии психологические и культурологические концепции сущности нации имеют большое распространение.

См.: Марксизм и национальный вопрос, Нация, Теории нации.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 6-8.

Яндекс.Метрика