Народонаселение (ДЭС, 1985)

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ, население, одно из основных понятий ряда общественных наук, центральная категория системы знаний о народонаселении. При наиболее общем определении народонаселение – естественно-исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, главный материальный компонент человеческого общества. На каждом этапе развития последнего народонаселение выступает как конкретно-историческая совокупность людей (Народонаселение Древнего мира, Народонаселение феодального общества, Народонаселение эпохи социализма и т. д.), что определяет его социально-временную характеристику. Она дополняется ещё одной общей характеристикой - пространственно-территориальной. Люди, будучи связанными между собой определенным единством (например, родоплеменным, государственно-политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозным и др.), осуществляют свою жизнедеятельность в пространств, пределах, соответствующих территориальной организации общества, образуя относительно устойчивые совокупности - народонаселение материка, его регионов, народонаселение той или иной страны, её районов, городов и т. д. Конкретизация социально-временной и пространственно-территориальных характеристик позволяет выделить народонаселение любой по размерам территории, в любой отрезок времени - например, народонаселение Тверского княжества середины 15 века, народонаселение СССР 1979 года и т.д.

Социально-временная и пространственно-территориальная определенность конкретной совокупности людей, представляющей собой народонаселение, не исключает выделения черт и признаков, свойственных народонаселению вообще, рассмотрение которых необходимо для раскрытия сущности этого многообразного и сложного явления.

Общая характеристика народонаселения

Важнейшим признаком, свойственным народонаселению вообще, является его постоянное возобновление путём непрекращающейся смены уходящих из жизни поколений людей новыми, нарождающимися и развивающимися поколениями. Этот непрерывный процесс нередко называют (по традиции, возникшей в буржуазной научной литературе 19 века) «естественным» воспроизвом, или «естественным» движением народонаселения, поскольку внешне он проявляется прежде всего через биол. свойства людей (их деление по полу, способность к деторождению, изменения человеческого организма по мере прохождения жизненного цикла, его старение, смерть и т. д.).

При таком понимании отождествляется размножение людей с размножением других биологических популяций, а главное - искусственно отчленяется воспроизводство человеческих поколений от другой важнейшей черты народонаселения - обеспечения его длящегося существования путём непрерывного производства средств к жизни (продуктов питания, одежды, жилищ и необходимых для этого орудий труда). Именно в этой сфере производства и воспроизводства непосредственной жизни эволюция предков человека пошла по пути, который привёл к выделению его из животного мира. На основе трудовой деятельности людей развилось общественное воспроизводство, что выразилось в формировании принципиально нового, надбиологические отношения людей к природе. Вместе с тем общественное воспроизводство, становление общества определили и новые, внебиологические связи между самими людьми - общественные (социальные) отношения. Эти отношения имеют объективный характер, т. е. не зависят от воли и сознания людей, и действуют не только в сфере производства материальных благ, но и пронизывают всю жизнедеятельность народонаселения, включая «...производство самого человека, продолжение рода» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 26).

Выделившись из животного мира, люди, тем не менее, остаются частью живой природы, обладают многочисленными устойчивыми свойствами биологической популяции. Эти свойства вида Homo sapiens как бы очерчивают рамки живой природы, в которых действуют социальные законы, выражающие высшую форму движения материи. Социальные законы, не «отменяя» биологические свойства народонаселения, оказывают определяющее воздействие на их конкретно-исторического проявления, придают им качественно новое, социальное содержание, детерминируемое общественными отношениями, а в конечном счёте - характером материального производства на данном этапе общественного развития. Так, способность людей к деторождению является их природным свойством. Однако реализуется она в семье, являющейся общественным институтом, и регулируется не «биологическими инстинктами», а объективно действующими и исторически изменяющимися общественными отношениями в области «детопроизводетва». Это определяет тот факт, что «условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 476).

Подобно тому как низшие формы движения материи - механическая, физическая, химическая проявляются в человеке через более высокую, биологическую форму, биологическое, в свою очередь, проявляется в народонаселении через высшую, социальную форму движения материи. Установление социальной сущности народонаселения имеет принципиальное значение. Оно не только позволяет уяснить общественно-историческую обусловленность т. н. естественного возобновления народонаселения, но и показывает несводимость характеристики народонаселения к этому процессу, который, несмотря на свою первостепенную важность, не исчерпывает всего многообразия воспроизводства народонаселения и, разумеется, не может полно раскрыть социальное значение народонаселения во всём процессе общественного развития.

Для этого необходимо в первую очередь выяснить роль и место народонаселения в общественном производстве. При этом народонаселение предстаёт в качестве его непременного условия. «Это производство начинается впервые с ростом населения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 19). Однако народонаселение - не только необходимое условие производства, но и носитель производственных отношений, а его основная и подавляющая часть - трудящиеся, выступает как «первая производительная сила всего человечества...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 359), что раскрывает главную общественно-экономическую функцию народонаселения. Оно «...есть основа и субъект всего общественного процесса производства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 36).

Эти положения имеют первостепенное значение и для характеристики народонаселения в системе самого общества, которое выступает по отношению к производству как «... определенный общественный организм, общественный субъект...» (там же, т. 46, ч. 1, с. 22), представляющий собой продукт взаимодействия людей. Такой подход к пониманию общества подразумевает, так сказать, «присутствие» в обществе народонаселения и ставит вопрос об их соотношении и взаимосвязи.

Тот факт, что общество состоит из людей, не подлежит сомнению на уровне видимости. Однако он оказывается совершенно недостаточным для анализа взаимосвязи народонаселения и общества и, более того, как бы стирает различие между ними. Не случайно К. Маркс, раскрывая сущность общества, подчёркивал, что оно «...не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (там же, т. 46, ч. 1, с. 214). Данное положение даёт возможность охарактеризовать два существенных момента. Во-первых, оно является исходным в отграничении понятий «народонаселение» и «общество». Хотя общество и состоит из людей, т. е. включает в свою материальную основу народонаселения, оно не тождественно ему. Вообще понятие «народонаселение» уже понятия «общество» (в последнее входят также и овеществлённые результаты совместной деятельности людей, социальные институты и т. д.). С позиций системного подхода к изучению народонаселения оно, будучи само сложной системой, представляет подсистему по отношению к системе «общество в целом». Во-вторых, приведённое положение Маркса создаёт основу для рассмотрения взаимосвязи народонаселения и общества. Определение сущности общества вместе с тем является отправным для более углублённой социальной характеристики народонаселения. Если общество выражает сумму связей и отношений индивидов, то и любая совокупность этих индивидов, образующая народонаселение, не может быть их простым механическим сложением. Действительно, она всегда представляет собой такую совокупность, в основе которой (вне зависимости от др. образующих её признаков) лежит совместная целенаправленная деятельность людей. Свойственная народонаселению функция носителя предметно-практической деятельности не ограничивается производством материальных благ, а проявляется во всех сферах общества. В силу этого народонаселение выступает в реальных условиях общественной жизни не как механическая совокупность людей, некая толпа, «наполняющая» резервуар общества, а как его полнокровный субъект, материально-личностная основа, выражающая процесс совместной деятельности людей, их взаимодействия, которое имеет общественный характер и продуктом которого является общество.

Именно общественные отношения, которые не могут быть отторгнуты (кроме случаев научного абстрагирования) от своего носителя - народонаселения, и превращают совокупность людей из простой возобновляющейся популяции в народонаселение. Взятое в этих отношениях (а вне их оно не существует) народонаселение выступает не просто как одно из выражений социальной формы движения материи, а как реальный её носитель.

Раскрытие социальной сущности народонаселения, его положения в системе экономического базиса общества обеспечивает конкретизацию общей характеристики народонаселения. «Население - это абстракция, - отмечал Маркс, - если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся...» (там же, т. 46, ч. 1, с. 36-37). Движение от абстрактного к конкретному, от явления к сущности народонаселения раскрывает многообразие его социально-экономических, политических, национальных, религиозных, семейных и других связей, возникающих в ходе общественного развития. Если после такого анализа «пуститься в обратный путь», то он приведёт «... снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений» (там же, с. 37).

Определение народонаселения в качестве такой совокупности также является обобщающим, но оно указывает путь углубления анализа народонаселения и прежде всего выявления его структуры, т. е. устойчивых и упорядоченных связей.

Знания о народонаселении как структурном образовании, его категориях, ряде других существенных свойств и сторон значительно расширяют представление о нём, как о «богатой совокупности». Однако до тех пор пока эта совокупность рассматривается в статике, её характеристика не может быть исчерпывающей.

Движение - неотъемлемый признак народонаселения, выражение и способ его существования. Обычно выделяются три вида движения народонаселения: непрерывное возобновление его в ходе смены поколений (см. Воспроизводство населения), пространственное движение (см. Миграция населения) и, наконец, социальное движение народонаселения (см. Социальная мобильность), которое выражает определяющую линию всего движения народонаселения, его нерасторжимую связь с общественным процессом воспроизводства и развития общества в целом.

В результате движения народонаселения не только определяются структуры и иные его характеристики, но и осуществляется постоянное взаимодействие народонаселения со всеми другими компонентами общества. Это выявляет важнейшее свойство народонаселения - развитие народонаселения, которое характеризуется непрерывными количественными и качественными (см. Качество народонаселения) изменениями, обусловливаемыми в конечном счёте развитием производительных сил и производственных отношений. Народонаселение, являясь органической частью всего общественного развития, вместе с тем и само выступает фактором, который существенно влияет на это развитие, определенным образом модифицируя его (см. Законы народонаселения). Данное положение как бы завершает обобщённую характеристику народонаселения в целом. Народонаселение предстаёт как богатая внутренними связями и отношениями совокупность людей, неотторжимая от жизнедеятельности общества и реализующая в ходе общественно-исторического процесса своё длящееся существование, которое не сводится к простому физическому возобновлению поколений, а означает постоянное воспроизводство народонаселения как основы и субъекта общественного производства, носителя общественных отношений. Это определяет конкретно-историческую обусловленность народонаселения каждой социально-экономической формации (см. Формация общественно-экономическая), раскрывает неотвратимость исторического движения народонаселения по пути, который ведёт к возникновению народонаселения коммунистического общества.

Изучение народонаселения

Рассмотрение народонаселения в процессе движения интегрирует многообразие его характеристик, и оно выступает как целостное социальное явление объективной реальности, находящееся в сложных взаимосвязях с её другими явлениями, как социальными, так и биологическими. В этом качестве народонаселение представляет целостный объект (предмет) познания реальной действительности, который в процессе выявления сущности народонаселения раскрывается во всей своей многогранности, что определяет многосторонний характер его изучения, осуществляемого в ряде общественных и естественных наук, с позиций их основного предмета исследования.

Систематическое, научное осмысление народонаселения началось в новое время. Отрывочные, разрозненные представления, накопленные тысячелетиями, оказались недостаточными для капиталистического общества, в соответствии с социально-экономическими потребностями которого народонаселение стало постепенно выделяться как один из объектов развивающегося обществознания. Внешним выражением этого явилось утверждение с середины 18 века нового понятия: в английском, французском и ряде других европейских языков - population, в немецком языке - die Bevolkerung, в русском языке (с начала 19 века) - народонаселение и его синонима население.

Постепенно получили распространение переписи населения, налаживался текущий учет демографических событий. Развитие знаний о народонаселении определило возникновение в 19 веке демографии и сыграло важную роль в формировании ряда наук (социологии, статистики и др.) (см. История демографической науки. Вполне определившаяся в тот период дифференциация знаний о народонаселении в различных науках была закономерна и вместе с тем создавала объективные условия для комплексного изучения народонаселения, которое в силу несостоятельности буржуазной методологии не получило значительного развития (см. Учение о народонаселении).

Действительный рубеж в изучении народонаселения определила разработка диалектико-материалистического подхода ко всем явлениям природы и общества. Именно марксистско-ленинское учение, его общеметодологические положения, разработанные в философии, политэкономии и теории науч. коммунизма, составляют основу научной теории народонаселения. Основоположники этого учения К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин (см. также статьи об их отдельных произведениях) не только разоблачили антинаучный характер буржуазных концепций народонаселения и самой реакционной из них - мальтузианства, но и чётко определили место и значение народонаселения в общественно-историческом развитии, охарактеризовали его черты как социального явления, показали историческую обусловленность присущих ему законов и выявили ряд из них, разработали другие принципиальные вопросы изучения народонаселения. Их теоретическое наследие - решающий вклад в научные исследования народонаселения и одновременно в практику социалистического строительства в СССР, развернувшегося после Октябрьской революции 1917 года. Победа социализма знаменовала коренной перелом в развитии народонаселения СССР. Впервые в истории его подавляющая масса, решающая и наиболее жизнедеятельная часть - трудящиеся, стали владельцами орудий и средств производства; были ликвидированы все формы эксплуатации. Осуществлённые под руководством КПСС глубочайшие социально-экономические преобразования, успехи культурной революции, построение развитого социалистического общества оказали решающее воздействие на все процессы развития народонаселения СССР, определили формирование новой исторической общности людей - советского народа.

Обобщая опыт социалистического строительства и определяя его дальнейшие задачи, КПСС, Советское государство постоянно уделяют всестороннее внимание развитию народонаселения общества зрелого социализма. Документы КПСС, особенно решения её 26-го съезда и последующих пленумов ЦК партии, указывают пути этого развития и вместе с тем органически входят в марксистско-ленинскую основу современного изучения народонаселения в советской науке.

Разработка проблем народонаселения началась в СССР ещё с 1920-х годах. Советская наука восприняла лучшие традиции отечественной науки, выработанные в ходе изучения этих проблем и связанные прежде всего с деятельностью М. В. Ломоносова, революционных демократов (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев), выдающихся учёных (В. И. Вернадский, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников и др.), общественно-политических деятелей (А. Н. Радищев, Г. В. Плеханов и др.). Вместе с тем главным направлением в становлении изучения народонаселения стало использование в данной области научных знаний марксистско-ленинской методологии. Это обеспечило современный подъём марксистско-ленинского изучения народонаселения, который начался с конца 1950-х - начала 1960-х годов.

Этот подъём определён объективными потребностями общества зрелого социализма во всестороннем развитии народонаселения и непосредственно связан с огромной теоретической деятельностью КПСС на современном этапе. Его характерная черта - всё более нарастающая многоплановость изучения народонаселения с одновременным углублением его содержания. Наряду с развитием современной демографии, которая стала своеобразной сердцевиной изучения народонаселения, утвердились исследования по географии населения, оформляются новые науч. направления - экономика народонаселения, социология народонаселения, экология народонаселения. В разработку проблематики народонаселения активно включились специалисты в области изучения трудовых ресурсов, а также экономисты, социологи, историки, правоведы, географы, этнографы, медики, биологи и др.

В ходе этого комплексного по своему существу изучения народонаселения складывается система марксистско-ленинских знаний о народонаселении и одновременно всё более чётко выявляется потребность в обобщении этих знаний, их синтез. Всесторонний анализ этого объективного процесса положен в основу разрабатываемой в Центре по изучению проблем народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова концепции системы знаний о народонаселении, которая отражает позиции научной школы, стремящейся осмыслить современное изучение народонаселение в его целостности, дать содержательную трактовку таким категориям, как «развитие народонаселения», «качество народонаселения» и др. Теоретические разработки этой школы имеют практическую направленность, что выразилось в обосновании вопросов управления развитием народонаселения, в изучении различных аспектов политики народонаселения, а также в научных подходах, связанных с составлением комплексной долгосрочной программы развития народонаселения СССР.

Обобщающие исследования народонаселения, проводимые в советской науке, отражают широкий спектр изучения проблематики народонаселения. Советские учёные, осуществляя её разработку с партийных, марксистско-ленинских позиций, работают в творческом содружестве с учёными других социалистических стран, принимают деятельное участие в международном сотрудничестве в области народонаселения, связанных с ним мероприятиях Организации Объединённых Наций. Ныне марксистско-ленинское мировоззрение активно борется с буржуазной идеологией, указывая путь решения проблем народонаселения в ходе коренных социально-экономических преобразований, торжества социализма и коммунизма.

Д. К. Шелестов.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. I; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. II; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ломоносов М. В., О сохранении и размножении российского народа, Полн. собр. соч., т. 6, М.-Л., 1952; Валентей Д. И., Проблемы народонаселения, М., 1961; его же. Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; его же, Теория и политика народонаселения, М., 1967; Коростеле в Г. М., Рост народонаселения и общественный прогресс, Свердловск, 1968; Библиография по проблемам народонаселения, [в. 1-4], М., 1971-81; Пискунов В. П., Демологическая категория «народонаселение», в сб.; Демографические тетради, в. 8, К., 1973; Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М., 1974; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М., 1974; Волков А. Г., О предмете демографии, в кн.: Место демографии в системе наук, М., 1975; Зверева Н. В., Медков В. М., К определению центрального понятия системы знаний о народонаселении, в сб.: Социально-экономические особенности воспроизводства населения в условиях развитого социализма, К., 1976; Система знаний о народонаселении, М., 1976; Урланис Б. Ц., Народонаселение. Исследования, публицистика, М., 1976; Коростелев Г. М., Краев В. С., Буржуазные концепции народонаселения, М., 1981; Болдырев В. А., Народонаселение в развитом социалистическом обществе, М., 1983; Коростелев Г. М., Смирнова А. И., Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса, «Философские науки», 1985, № 1, 2; Народонаселение и учение о народонаселении, пер. с нем., М., 1897; Кено Ф., Население, в его кн.: Избр. экономические произведения, пер. с франц., М., 1960; The Study of population, [Chi., 1959].