Естественное воспитание
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребёнка. Понятие естественное воспитание введено в широкий обиход Ж.Ж. Руссо и раскрыто в его романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или о воспитании» (1762). Подвергнув уничтожающей критике воспитание, характерное для того времени, за игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей, за его искусственность и авторитарность, Руссо выдвинул идею воспитания, которое совпадает с естественным ходом развития ребёнка. Руссо считал главной ошибкой всех родителей и воспитателей то, что они подходили к детям, как к маленьким взрослым. Разрабатывая теорию естественного воспитания, Руссо требовал, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми». Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физических сил и органов чувств. Зная это, воспитатель должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т.п. Тот же принцип следует соблюдать и в отношении умственного развития. Так как интересы ребёнка в первую очередь направлены на окружающую его природу, воспитатель должен помогать ему приобретать знания из области физики, естествознания, астрономии, ничего не навязывая извне. Важнейшей чертой естественного воспитания является забота о развитии детской самодеятельности: все свои знания и нравственные представления ребёнок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя. Задача воспитателя, следующего теории естественного воспитания, заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребёнка от возможных заблуждений. Однако и предохранительное воспитание не должно использовать мер принуждения. Для естественного воспитания приемлема только дисциплина естественных последствий, вытекающая из непреложных законов природы. Совершив какой-либо проступок, напр. разбив окно, ребёнок получает наказание от самой природы в виде насморка и лёгкой простуды. В ряде вопросов теория естественного воспитания доходила до нелепых крайностей (напр., отрицалась врачебная помощь ребёнку и т.п.). Несмотря на переоценку опыта ребёнка, идеализацию его «природы», теория естественного воспитания в своё время сыграла прогрессивную роль. В XVIII веке она явилась своеобразным протестом против феодальной системы воспитания, против подавления личности ребёнка, против авторитаризма и принудительности в воспитании.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 216-217.