Бог (Новиков, 1987)

БОГ — основное религ. представление. В современных религиях это, как правило, верховная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством, всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им. По христианским понятиям Бог — это истина, добро и красота.

Возникновение идеи Бога связано с олицетворением первобытным человеком чуждых и враждебных ему стихийных сил природы. По словам Ф. Энгельса, „стремление к олицетворению создало повсюду богов" (т. 20, с. 639). Наряду с силами природы человеку противостояли столь же чуждые и враждебные общественные силы, с той же необходимостью господствовавшие над ним. „Фантастические образы, - писал Энгельс, - в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил" (т. 20, с. 329). Природные и социальные элементы в образах богов постепенно сливаются воедино и выступают как персонифицированное олицетворение всей реальной действительности. Так, у древних греков бог Гермес являлся одновременно покровителем красноречия, гимнастики, торговли, благосостояния и проводником душ в загробном мире.

Выяснение причин возникновения фантастической идеи Б. началось уже в древнем мире. В 5-4 веках до н. э. в Греции возникли взгляды, получившие позднее развитие в т. н. натуралистической теории, связывающей возникновение идеи Бога с неумением человека правильно объяснить стихийные силы природы; антропологической теории, выводящей идею Бога из обожествления выдающихся людей, и теории обмана, рассматривающей Бога как выдумку жрецов, стремящихся увековечить свое влияние на человека, упрочить свое привилегированное положение в обществе. Эти теории разделялись многими прогрессивными мыслителями средневековья и нового времени. Психологические основы представлений о Боге раскрыл Фейербах. Он показал, что содержанием идеи Бога является абсолютизированная сущность человека, спроецированная на воображаемое существо. В 19 - 20 века наибольшим влиянием пользовались мифологическая, анимистическая и социологическая школы, по-разному решавшие проблему происхождения идеи Б. Представители мифологической школы (Гримм, Мюллер) считали возникновение представлений о боге результатом олицетворения различных космических явлений (Солнца, Луны, планет); сторонники анимистической школы (Тейлор, Спенсер) трактовали идею Бога как итог эволюции представлений о душе; с точки зрения социологической школы (Дюркгейм) Бог - это символ, содержанием которого является обожествление самого общества. Все эти теории имели позитивное значение, поскольку ставили под сомнение религ. утверждения о вечности божественной идеи, хотя и были ограниченными и ненаучными. Только основоположники марксизма вскрыли социальные и гносеологические корни идеи Бога, ее реакционную социальную роль. В. И. Ленин писал: „Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу" (т. 48, с. 232). Идея Бога в антагонистическом обществе всегда использовалась для оправдания и защиты эксплуататорских общественных порядков, связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей.

В настоящее время в большинстве религий наблюдается стремление осовременить представления о Боге применительно к новым воззрениям верующих. Многие богословы разделяют точку зрения немецкого протестантского теолога Р. Бультмана, считавшего необходимым освободить представление о Боге от мифологических наслоений и сделать ее тем самым понятной современному человеку. Значительным влиянием пользуется концепция „безрелигиозного христианства'' Д. Бонхеффера, акцентирующая внимание не на всесилии и всемогуществе Бога, а на евангельских этических принципах, которые и должны свидетельствовать о бытии Б. в жизни человека.

В обновлении представлений о Боге теологи широко используют традиционные и новые доказательства его существования (см. Богопознание, Доказательства бытия бога, Теодиция, Модернизм).

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 33-35.

Понятие: