Naturrecht

Естественное право (Маслин, 2014)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - теория, отстаивающая дуализм права и закона (законодательства), независимость существующих в общественном или индивидуальном сознании принципов, ценностей и норм от воли государства, Берет свое начало в античности (софисты, Платон, Аристотель, Цицерон, римские юристы), окончательно формируется в Новое время (Б. СпинозаЕ, Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, А. К. де Токвиль), приобретая вид буржуазной в своей основе концепции неотчуждаемых прав и свобод человека. Согласно последней, нрава и свободы даются человеку природой (или Богом) в силу факта его рождения, являются пределом власти государства и критерием законодательства. В России первые ростки естественно-правовых идей появились еще в XVI веке в сочинениях Курбского, Башкина, Пересветова благодаря влиянию западных источников (труды римских юристов, западная христианская мысль)...

Tags: 

Естественное право (СИЭ, 1964)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (лат. jus naturale, англ. natural law, франц. droit naturel, нем. Naturrecht) - в некоторых добуржуазных и буржуазных политических учениях представление о праве, существующем якобы независимо от государства и от действующих в нем правовых норм и отвечающем природе, «естеству» человека и требованиям справедливости. Содержание учений о естественном праве и их роль в идейно-политической борьбе были различны.

Естественные права человека (Лопухов, 2013)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность неотчуждаемых прав, законов и норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, заложенных в самой природе человеческого бытия (право на жизнь, безопасность, семью, собственность, достоинство, охрану материнства, детства и старости и т. д.). Согласно либеральным воззрениям, любые государственные юридические законы должны соответствовать естественным правам, а не выводиться из интересов конкретного государства.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 94-95.

Tags: 

Естественное право (Подопригора, 2013)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО [лат. jus naturale, фр. droit naturel, нем. Naturrecht] — понятие об идеальном правовом кодексе, который якобы предписан самой природой и запечатлен в человеческом разуме. Для теорий, основанных на этом понятии, характерно противопоставление существующему правопорядку «гражданского закона» идеального «естественного строя». Этот «естественный строй» мыслился либо априорно в виде логической предпосылки, либо как «естественное состояние», некогда исторически предшествовавшее общественному и государственному порядку, созданному людьми произвольно путем общественного договора.

Tags: 

Естественное право (Фролов, 1991)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем будто бы из велений разума и «природы» человека. Идеи Естественного права были выдвинуты еще в античную эпоху (Сократ, Платон и др.), в средние века Естественное право считалось разновидностью божественного закона (Фома Аквинский). Наибольшее распространение идеи Естественного права получили в период буржуазных революций на Западе (17—18 вв.). Сторонники учения о Естественном праве — Гроций, Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Кант.

Tags: 

Естественное право (Конт-Спонвиль, 2012)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (DROIT NATUREL). Право, «вписанное» в природу или разум вне зависимости от того или иного действующего законодательства; своего рода право, предшествующее всякой правовой системе, универсальное и служащее основой и нормой для различных видов действующего права. На практике каждый вкладывает в понятие естественного права свои собственные представления (скажем, Локк (106) включал в него свободу, равенство, частную собственность и смертную казнь), что, конечно, очень удобно, но, к сожалению, не решает ни одну реально существующую проблему.

Естественное право (ССИС, 2001

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - концепция, согласно которой определенные ценности и права признаются изначально соответствующими природе человека и потому незыблемыми. Е.п. содержит необходимые критерии подлинно справедливого права и рассматривается в качестве образца или идеального прообраза для положительного (действующего) права. Относительно происхождения Е.п. существовали различные мнения. Его источником одни признавали природу как таковую, другие — божественный закон, третьи — разумную природу человека, четвертые — опыт, приобретенный в ходе исторического развития.

Tags: