Естественное право (Маслин, 2014)
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - теория, отстаивающая дуализм права и закона (законодательства), независимость существующих в общественном или индивидуальном сознании принципов, ценностей и норм от воли государства, Берет свое начало в античности (софисты, Платон, Аристотель, Цицерон, римские юристы), окончательно формируется в Новое время (Б. Спиноза, Е, Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, А. К. де Токвиль), приобретая вид буржуазной в своей основе концепции неотчуждаемых прав и свобод человека. Согласно последней, нрава и свободы даются человеку природой (или Богом) в силу факта его рождения, являются пределом власти государства и критерием законодательства. В России первые ростки естественно-правовых идей появились еще в XVI веке в сочинениях Курбского, Башкина, Пересветова благодаря влиянию западных источников (труды римских юристов, западная христианская мысль). В течение XVIII века идеи естественного права прочно входят в ткань русской мысли и находят свое воплощение у многих авторов, в том числе с противоположными политическими взглядами (сторонник абсолютизма Феофан Прокопоеич, либерально настроенный Новиков и радикал Радищев). Философия естественного права во многом способствовала формированию идеологии русского Просвещения, которая, в свою очередь, стимулировала обсуждение проблем правовой защищенности человека, пробуждала интерес к аксиологии права. В конце XVIII - начале XIX века теория естественного права развивалась юристами (Десницкий, В. Т. Золотницкий, Куницын, Шад, Г. И. Солнцев, П. Н. Лодий, В. С. Филимонов). В условиях николаевского режима преподавание естественного права, прочно связанного в сознании русского образованного общества со свободомыслием, либерализмом и революциями, было запрещено. Новый импульс развитию естественного права дали работы Чичерина и В. С. Соловьева. Естественно-правовые воззрения Чичерина носят ярко выраженный либеральный характер. Личность, по его мнению, есть основа социальной жизни, субстанция общества; она представляет собой единичную метафизическую сущность, обладает свободой воли и сознанием связи с Абсолютом. Будучи самоценной и выступающей всегда в виде цели, а не средства, личность с необходимостью приходит к идее права, в основе которой лежат начала свободы и справедливости. В этом смысле право есть внешняя свобода человека, выраженная в законе. Ограничение государственной власти связывается им с господством права и законов. Закон есть связующее звено государственного союза, олицетворение юридической и нравственной связи между властью и подвластными. Соловьев развивает теорию естественного права в духе кантианства и христианской этики: поскольку для Иисуса Христа каждый человек бесконечно дорог, постольку религиозно-нравственный принцип защиты всякой личности не знает исключений. Права и свободы, вытекающие из божественной и нравственной природы человека, полагает он, должны не просто оставаться нравственной категорией - их следует юридически защищать с помощью принудительной силы государства. С конца XIX - начала XX века естественно-правовая теория в России (как и в Европе) возрождается и бурно развивается, постепенно перерастая во влиятельное направление русской философско-правовой мысли (Бердяев, Булгаков, Bhiiueaiaeifee, Гессен, И. А. Ильин, Кистяковский, Котляревский, И. В. Михайловский, Новгородцев, И. А. Покровский, Спекторский, Степун, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, Федотов, Франк, Хвостов, Ященко и др.). Программной в этом отношении следует считать статью Новгородцева «Нравственный идеализм в философии права», опубликованную в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Если в XVIII - 1-й половине XIX века естественно-правовые идеи были в основном прямым отражением европейского духовного опыта, то уже с последней трети XIX века естественное право в России развивается во многом на своей собственной идейной основе. При эклектичности методологической базы русских авторов они находились под заметным влиянием кантианства (особенно Баденокой школы неокантианства). Естественно-правовая школа, представленная в русской мысли 1-й половины XX века, глубоко впитала в себя национальное своеобразие отечественной философии и политико-правовой культуры, приобрела оригинальное содержание, резко отличающее ее от аналогичных образцов на Западе. Возрождение на рубеже веков в Европе и России естественного права объективно было обусловлено необходимостью приспособить ценности классического либерализма к новым историческим условиям. И на Западе, и в России естественное право рубежа XIX - XX веков было уже не революционным (как в Новое время), а консервативным. Но если в Европе естественное право нацеливало на консервацию вполне сложившихся либеральных юридических институтов, то в России идея консерватизма зачастую звучала как призыв возвратиться к моральным, православным и национальным ценностям, по сути представлявшим собой архаические стереотипы средневекового феодального сознания.
Естественное право в России начала XX века стало одним из средств борьбы с атеизмом, позитивизмом и марксизмом. Сторонники естественно-правовой теории предприняли попытку остановить революционное брожение, встать на путь согласия с историческими формами российской государственности, согласовать либеральные и национальные ценности. Стремясь раскрыть идеальную, трансцендентную основу права, они фактически пытались обосновать метафизическую и религиозную природу общественно-политического устройства. Если на Западе как в Новое время, так и позднее естественно-правовая теория имела своей целью сформулировать конкретные юридические принципы, нормы и механизмы рыночной экономики, демократической власти и реальной защиты прав человека, то в России естественно-правовым воззрениям многих авторов была присуща апологетика морали и религии. В лоне школы возрожденного естественного права юриспруденция (теоретическая и прикладная) нередко морализировалась, мистифицировалась, теряла свои специфические формальные черты. Правовое государство здесь истолковывалось не столько формально-юридически, сколько религиозно-метафизически. Конкретные юридические механизмы защиты прав личности заменялись расплывчатыми моральными и религиозными формулировками. Естественно-правовая философия в России, выражая высокую степень интеллектуального и нравственного напряжения в поисках способов защиты личности, оптимальных форм ее сосуществования с обществом и государством, в конечном счете, была обеспокоена спасением души человека, а не юридической защитой его прав. В практическом плане такая позиция могла вести и фактически вела к девальвации права. Вместе с тем распространение и пропаганда идей естественного права в полуфеодальной стране было явлением несомненно прогрессивным. В России в конце XIX — начале XX века естественно-правовая философия выполняла примерно ту же задачу, что и в Новое время в Европе в эпоху буржуазных революций: она обосновывала необходимость либеральных преобразований в экономике и политике. Программа партии кадетов или октябристов - прямое следствие влияния естественно-правовой теории. Естественно-правовые идеи, развиваемые и пропагандируемые либеральной интеллигенцией, способствовали формированию уважения к праву, вели к утверждению идеи ограничения государственной власти и защиты прав человека. В советский период теория естественного права рассматривалась как одно из враждебных марксизму направлений в буржуазном правоведении. С начале 1990-х годов естественно-правовые идеи вновь активно развиваются постсоветской философской и юридической наукой, а также взяты на вооружение современным российским государством (использование естественно-правовой идеологии в конституционных актах и другом законодательстве).
В. H. Жуков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 188-190.
Литература:
Новгородцев П. И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 74-75; Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1; Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 4; Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Избр. соч. М, 1998; Кистяковский Б. А. Философия и социология права. Спб., 1498; Чичерин Б. Н. Философия нрава. Спб., 1998: Котляревский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. Спб., 2001; Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. Спб., 2001.; Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX в.). М., 1991; Осипов И. Д. Философия русского либерализма (XIX - начало XX в.). Спб., 1996; Жуков В. И. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001; Он же. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М,, 2013; Валнцкий А. Филлософим права русского либерализма. М., 2012; Walicki А. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame. Indiana, 1992.