Брахманы

Брахманы и небрахманы (Гусева, 1971)

Как-то мы поехали в Аланди, городок невдалеке от Пуны, где родился и жил в XIII веке Джнянешвар.

Был он брахманом-вишнуитом, но не соглашался с тем, что простой народ не должен знать великие книги древности, и перевел с санскрита на разговорный язык своей страны «Бхагавадгиту», нарушив тем самым основной запрет брахманизма. За это якобы брахманы возненавидели его.

Говорят, что однажды он просил у брахманов сосуд, чтобы испечь лепешки — чапати, но даже этого они ему не дали. Тогда Джнянешвар, целомудренный ученик (брахмачарин), который мог выдержать любое испытание, велел сестре разжечь огонь на его спине и на раскаленной коже испечь чапати. Сестра так и поступила, накормив самого Джнянешвара, еще одного брата и себя...

Брахманы (Бейль, 1967)

БРАХМАНЫ — индийские философы, о которых Страбон 56 сообщает очень странные вещи*... Брахманы говорили, что наша жизнь должна быть признана состоянием постижения, а смерть — рождением к жизни настоящей и блаженной для тех, кто был хорошим философом. Они прибавляли, что в человеческой жизни нет ни добра, ни зла... Они создавали, совсем как Платон, басни, касающиеся бессмертия души, судилищ ада и других подобных вещей... У них очень странные взгляды на небытие и нравственность, имеющие много общего со взглядом наших квиетистов 57 (К).

(К)... «Брахманы уверяют, что мир лишь иллюзия, сон, обман чувств и что тела для истинной жизни должны перестать быть самими собой и раствориться в небытии, которое своей простотой образует совершенство всего существующего...

Брахманы и кшатрии (Чанышев, 1981)

В период формирования Упанишад происходила борьба кшатриев против брахманов, что и отразилось в них. Нередко кшатрий оказывается более знающим, чем брахман. В старейших Упанишадах — «Брихадараньяке» и «Чхандогье» — кшатрий Правахана наставляет самого брахмана Уддалаку. Есть особое кшатрийское знание, о котором Правахана говорит: «Ведь до сих пор это знание не пребывало ни с одним брахманом» (Бр. VI, 2). В той же «Чхандогье» шесть ученых брахманов обращаются за поучением к царю Ашвипати (Чх. V, 11). В «Каушитаке» царь, т. е. кшатрий, принимает брахмана в ученики, подчеркивая, что это против обычая (Kay. IV, 19). Более того, в «Брихадараньяке» содержится прокшатрийский миф, в котором бог-творец Брахман творит «образ, который еще лучше», чем брахманство, — образ «кшатра» — персонификацию варны кшатриев...

Кшатрии и брахманы (Мюллер, 1995)

Можно подумать, что все это обусловливалось возвышенным влиянием умственной аристократии (брахманов), которую мы видим в Индии с самых древних времен до настоящего времени. Но это отнюдь не так. Так называемые кшатрии, или военное дворянство страны, играли почти такую же деятельную роль в умственной жизни страны, как и брахманы. Факт в том, что в первые периоды в древней Индии мы имеем дело с двумя, а не с четырьмя кастами и с их многочисленными подразделениями.

Термин каста оказался самым неудачным и вводящим в заблуждение, и чем меньше мы будем употреблять его, тем более мы будем способны понять истинное положение общества Индии в древнее время. Каста, несомненно, слово португальское; около середины шестнадцатого столетия португальские моряки назвали так некоторые из подразделений индийского общества, казавшиеся им странными...

Брахманы (Дубянский, 1996)

БРАХМАНЫ (объяснение Брахмана) — часть ведийского канона, шрути (см. Веды), прозаические тексты, содержание, разъяснения и толкования жертвоприношений, ритуальные, мифологические комментарии к Ведам. Существуют брахманы разных ведийских школ, относящиеся к разным самхитам. Так, брахманы «Ригведы» — «Айтарея» и «Каушитаки»; «Яджурведы» — «Тайттирия» («Черная Яджурведа») и «Шатапатха» («Белая Яджурведа»); «Самаведы» — «Панчавишна», «Джайминия» и другие; «Атхарваведы» — «Гопатха». К брахманам примыкают араньяки.

Брахманы (Алаев, 1996)

БРАХМАНЫ – высшая варна в древнеиндийском обществе, обязанностями которой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздавать и получать дары. Правитель (раджа, кшатрий) должен был действовать по совету брахманов. Брахманы совершали жертвоприношения по ведическому обряду, в том числе наиболее важные, царские, такие, как раджасуя и ашвамедха, комментировали Веды, составляли все виды литературы смрити. В средние века брахманы разделились на ряд каст, причем статус брахманов получали группы жрецов из местных народностей.

Брахманы (каста)

БРАХМАНЫ. Одна из крупнейших высших каст в Индии. В древности брахманы, исполнители жертвоприношений, знатоки и толкователи Вед, составляли одну из 4 варн, к которой принадлежали жреческие роды. Со временем источником существования большинства брахманов стало не выполнение жреческих обязанностей, а служба в аппарате управления, суда, а также занятие земледелием и ремеслом.

П. А. Гринцер, Г. Ф. Ильин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.