Брахманы и кшатрии (Чанышев, 1981)
В период формирования Упанишад происходила борьба кшатриев против брахманов, что и отразилось в них. Нередко кшатрий оказывается более знающим, чем брахман. В старейших Упанишадах — «Брихадараньяке» и «Чхандогье» — кшатрий Правахана наставляет самого брахмана Уддалаку. Есть особое кшатрийское знание, о котором Правахана говорит: «Ведь до сих пор это знание не пребывало ни с одним брахманом» (Бр. VI, 2). В той же «Чхандогье» шесть ученых брахманов обращаются за поучением к царю Ашвипати (Чх. V, 11). В «Каушитаке» царь, т. е. кшатрий, принимает брахмана в ученики, подчеркивая, что это против обычая (Kay. IV, 19). Более того, в «Брихадараньяке» содержится прокшатрийский миф, в котором бог-творец Брахман творит «образ, который еще лучше», чем брахманство, — образ «кшатра» — персонификацию варны кшатриев. Далее Брахман творит «виш» — персонификацию вайшьев и «питающую всё землю», т. е. варну шудр. Кшатрий лучше брахмана: «Нет ничего выше кшатры» (Бр. I, 11). В Упанишадах заметен отказ от традиционного противопоставления варн, их различие снимается высшим знанием: варны — не самоцель. Это говорит о тех социальных процессах, в условиях которых готовился генезис философии. В частности, меняется отношение к женщине. Если одна из жен брахмана Яджнавалкьи наделена лишь «знанием, свойственным женщинам», то другая способна беседовать о Брахмане и становится ученицей своего мужа.
Цитируется по изд.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с. 63-64.