Цзин

Цзин (НФЭ, 2010)

ЦЗИН (кит. – семя, а также дух, духовные силы, эссенция, утончение, тончайшее, семенное) – одна из самых специфических категорий китайской философии. Исходное значение цзин – «отборный, очищенный рис» («Лунь юй») – обрело два семантических полюса: «семя» (физическая эссенция) и «дух» (психическая эссенция). Таким образом, цзин выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий. В «Дао дэ цзине» цзин фигурирует как некая «эссенциальность» Вселенной, условие жизни. В «Гуань-цзы» цзин – это «утонченность пневмы», порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: «Если [семя] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи. Если же [оно] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек». Там же «соединение осемененных пневм мужчин и женщин» рассматривается как условие рождения человека...

Цзин (Кузнецов, 2007)

ЦЗИН (семя; варианты перевода — духовные силы, эссенция, утончение, тончайшее, семенное) — категория китайской философии, означающая одну из трех главных субстанций мироздания наряду с ци (пневмой) и шэнь (духом) и обусловливающая возможность «порождающих порождений» (шэн шэн) как космического процесса, так и психики и сознания. Космическое значение Ц. зафиксировано уже в основополагающем даосском трактате «Дао дэ цзин» (см. Даосизм). В трактате «Гуань-цзы» (IV—III вв.