Массовая культура

Массовой культуры теории

МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ. Формирование и развитие массовой культуры в конце 19 – начале 20 века было, по сути, лишено теоретического осмысления. Интеллектуальные элиты в Европе и в США, да и в других странах мира ограничивались пренебрежительными ремарками (кино, например, называлось «развлечением для илотов») и уничижительной критикой. Популярная беллетристика, ярмарочные представления, балаганы, увеселительные заведения, кинематограф триумфально шествовали по планете, но не считались достойным объектом для какого-либо исследования.

Массовая культура (Ильичёв, 1983)

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «массовой культуры» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи газет иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческого тип производства и распределения стандартизированных, духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи...

Массовая культура и религия

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И РЕЛИГИЯ. Понятие «массовая культура» используется в социологии, философии, культурологии и просторечии для обозначения низкопробной, суррогатной культуры, рассчитанной на вкус неразборчивого, усредненного потребителя. В этом значении название «массовая культура» утвердилось и вошло в широкий обиход в середине 20 века. Воспроизводству и тиражированию «массовой культуры» существенно способствуют средства массовой коммуникации — телевидение, радио, кино, аудиодиски, рекламные клипы, дешевые низкопробные печатные издания, направленные в известной мере на манипулирование общественным сознанием и ориентированные на примитивные вкусы и грубые инстинкты человека...

Поп-культура

ПОП-АРТ, -а, м. (2 пол. XX в.). Модернистское направление в искусстве, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, различные комбинации реальных бытовых предметов, рекламы, упаковок товаров и т. п. в расчёте на популярность. Выставка поп-арта. Появление поп-арта во второй половине 50-х годов XXв. в США и Великобритании. Не нужно воспринимать поп-арт серьёзно.

— Англ. pop art — поп-арт, от popular art — популярное, общедоступное искусство.

Массовая культура (Лопухов)

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — культура индустриальной цивилизации, ее «знаковая» реальность, для которой характерно: коммерческая основа; ориентация на невысокий уровень духовного потребления; изобилие стандартов и стереотипов; развлекательность; широкое привлечение СМИ; частое обращение к жизненным инстинктам и низменным страстям человека; но и демократичность, доступность, высокие рекреационные качества.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 205.

Массовая культура (Райзберг)

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - 1) многообразные культурные явления, ценности, получившие распространение в связи с технико-технологическим прогрессом, обновлением коммуникационных и репродуктивных систем, глобальным характером информационных связей; 2) культура современного общества, ориентированная на усредненный, непритязательный вкус людей с массовым сознанием.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 268.

Массовая культура (КПС, 1988)

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» - специфическая форма функционирования буржуазной культуры, сложившаяся в своем „классическом" виде в послевоенные годы. Это целая индустрия духовного ширпотреба, поднявшаяся на волне развития средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидения, печати и т. д.) и приносящая огромные прибыли большому бизнесу.

«Массовая культура» включает набор духовных стандартов, рассчитанных на так наз. среднего, «массового» потребителя. Это коммерческие фильмы, телевизионные шоу и эстрадные зрелища, печатная продукция, приучающие зрителя и читателя к примитивному представлению о мире проповедующие культ силы и жестокости, животных инстинктов отражающие стереотипы буржуазного образа жизни...

Массовая культура (Фролов)

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества». Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты. Основные социальные функции Массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности. Хотя в форме Массовой культуры осуществляется приобщение широких масс к отдельным ценностям культуры, в целом она чужда подлинно демократической культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства личности.

Массовая культура (Кузнецов)

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - искусство и различные культурные акции, обращенные к простейшим архетипам и нравственным ценностям, близким и понятным многим людям. С эстетической стороны здесь ослаблено значение формы, упрощен язык и, наоборот, подчеркиваются содержательные, главным образом нравственные, аспекты, что не требует особой культуры восприятия,

развитого эстетического вкуса и интеллектуального (духовного) напряжения, необходимых для усвоения произведений элитарной культуры. Обращение к простейшим нравственным ценностям, близким и понятным многим людям, обеспечивает М.к. огромную популярность, в основном у маргинальной (по возрасту) категории воспринимающих. Так, почитателями современных латиноамериканских киносериалов являются люди, как правило, пожилого возраста, а поп- музыка, наоборот, обращена к молодежной аудитории...