Массовая культура и религия
«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» И РЕЛИГИЯ. Понятие «массовая культура» используется в социологии, философии, культурологии и просторечии для обозначения низкопробной, суррогатной культуры, рассчитанной на вкус неразборчивого, усредненного потребителя. В этом значении название «массовая культура» утвердилось и вошло в широкий обиход в середине 20 века. Воспроизводству и тиражированию «массовой культуры» существенно способствуют средства массовой коммуникации — телевидение, радио, кино, аудиодиски, рекламные клипы, дешевые низкопробные печатные издания, направленные в известной мере на манипулирование общественным сознанием и ориентированные на примитивные вкусы и грубые инстинкты человека (наиболее крайнее выражение — проповедь насилия, жестокости, половой распущенности, патологических извращений). «Массовая культура» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, выступающих как продукты массового потребления; на этой основе складывается культ моды — в стиле жизни, одежды, поведения, имиджа.
Широкое проникновение «массовой культуры» в быт и сознание части населения России с беспокойством воспринимаются всеми традиционными конфессиями; они заняли здесь открыто негативную позицию. В «массовой культуре» духовенство видит отступление от дарованного Богом нравственного стержня в поведении человека, попустительство греховным соблазнам, подмену религиозного чувства ложными увлечениями и привязанностями.
Характерно, что в священных книгах и христианства, и ислама, и иудаизма единодушно осуждаются одни и те же пороки; богоотступничество, святотатство, бессердечие, жестокость, половая распущенность и др. Например, в Библии рассказывается, как Бог покарал жителей Содома и Гоморры за распутное поведение (см. Быт. 19:26 и др.). Об этом же говорится и в Коране: о народе "предавшемся чрезмерному распутству" (Кор. 7:81 и др.). Общая оппозиция разных национальных церквей влияниям «массовой культуры» не исключает в то же время для каждой из конфессий своего подхода к осуждению негативных издержек цивилизации. Так, мусульманские священнослужители и верующие придерживаются в чем-то более строгих нравственных правил поведения людей, чем христиане (по отношению к пьянству, образу жизни женщин и пр.). Но все различия в оценках не выходят за рамки повсеместно принятых основных норм общения между людьми.
На Архиерейских соборах РПЦ в 1994 и 1997 годы решительно было заявлено о пагубности нездоровых проявлений «массовой культуры», которая была названа антикультурой. Так, в постановлениях Собора 1994 года с тревогой указывалось на "растущую проблему распространения через печатную, кино- и видеопродукцию, а также, в особенности, через электронные средства массовой информации, культа насилия, вражды и ненависти, пропаганды нечестного и преступного образа жизни, откровенной безнравственности". Отдельно была подчеркнута разрушительная для личности, семьи и общества эксплуатация псевдокультурой полового инстинкта.
На Архиерейском соборе 1997 года снова звучали осуждающие слова в адрес распространителей антикультуры и выставлялось требование "защитить людей, особенно подрастающее поколение, от навязываемого им греховного образа жизни". В связи с разработкой в Госдуме закона "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера" Патриарх РПЦ Алексий II призвал депутатов "осознать меру ответственности перед народом, перед будущим страны за появление порнографических материалов на общедоступном телевидении и в общедоступной печати".
Особое место в нравственном воспитании религия уделяет сегодня молодежи, которая легче подвержена соблазнам «массовой культуры». Критикуя извращенные вкусы и аморальные поступки, церковь отнюдь не призывает к возврату патриархальных, "домостроевских" норм поведения, а с пониманием и лояльностью относится к восприятию людьми полезного жизненного опыта и ищет новые формы работы с молодежью. Патриарх РПЦ, говоря о пропаганде православного образа жизни, предлагал священнослужителям искать нетрадиционные пути общения с современной молодежью: "приходить с проповедью в физкультурную секцию, на ремесленные курсы, в театральную студию, на стадион, на военно-спортивные игры".
Являясь выразителем чувств и стремлений широких слоев населения, религия не может замыкаться в церковной ограде. И сама критика духовенством «массовой культуры» направлена не против широкого распространения в мире популярных общедоступных художественных произведений и их потребителей, а против безнравственных, ложных ценностей, прививающих дурные вкусы. Таким образом, нельзя смешивать культуру народную (которую в этом смысле слова вполне можно назвать массовой) с явлениями, определяемыми современным понятием «массовая культура».
В. В. Горбунов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 217-219.