Эссе

Эссе в средневековой Японии

Эссе. Этим словом мы определяем жанр, известный на японском языке как дзуйхицу (буквально «вслед за кистью»). Они представляют собой короткие очерки или заметки, обычно отражающие личные наблюдения за людьми и природой, сделанные без какой-либо определенной цели. Двумя классическими примерами этого жанра среди самых важных литературных произведений периода Камакура являются Ходзёки («Записки из кельи», 1212) Камо-но Тёмэй (1155-1216) и Цурэдзурэгуса («Записки от скуки», прибл. 1330) Кэнко (Ёсида Канэёси, прибл.1283 - прибл. 1352).

Эссе (Князев, 2002)

ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Эссе (ССИС, 2001)

ЭССЕ, нескл., ср. (сер. XX в.). Жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий свободную форму изложения с подчеркнуто индивидуальной позицией автора. Философское эссе. Эссе о Достоевском. «Шнитке писал музыкальное эссе о Стравинском» (газ.). «В этом же эссе Бродский говорит о Времени как о высшей всеобъемлющей категории» (газ.).

Эссеистический, - ая, -ое. Эссеистический стиль изложения.

Эссе (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭССЕ (от фр. essai — проба, попытка, опыт) — произведение, написанное в свободной манере, эмоционально окрашенное и посвященное, как правило, размышлениям об отдельных событиях, людях, предметах. Философская эссеистика связана прежде всего с именами М. Монтеня и Фр. Бэкона. Само появление философского 3. косвенно свидетельствовало об изменении статуса философского знания. Философия стала не только системой знаний о мире, но и формой само-выражения, превратилась в «личностное» знание. Э. выступает как практическое воплощение решения философом проблемы отношений между частью и целым, единичным и всеобщим, индивидуальным и социальным, биографией и судьбой. Только когда отношения между этими оппозициями становятся основной проблемой философии и личной проблемой философа, возникает философское Э...