Эссе (Кириленко, Шевцов, 2010)
ЭССЕ (от фр. essai — проба, попытка, опыт) — произведение, написанное в свободной манере, эмоционально окрашенное и посвященное, как правило, размышлениям об отдельных событиях, людях, предметах.
Философская эссеистика связана прежде всего с именами М. Монтеня и Фр. Бэкона. Само появление философского 3. косвенно свидетельствовало об изменении статуса философского знания. Философия стала не только системой знаний о мире, но и формой само-выражения, превратилась в «личностное» знание. Э. выступает как практическое воплощение решения философом проблемы отношений между частью и целым, единичным и всеобщим, индивидуальным и социальным, биографией и судьбой. Только когда отношения между этими оппозициями становятся основной проблемой философии и личной проблемой философа, возникает философское Э.
К жанру Э. обращались Дидро и Вольтер, Гердер, Карлейль, Торо. Философская эссеистика последнего столетия связана с именами Г.Честертона, Р.-М.Рильке, Ст. Цвейга, Г.Зиммеля, Т.Адорно, И. Бродского. Т.Адорно считал, что 3. — это философская рефлексия о любимом и ненавистном. За свою родственность открытому духовному опыту 3. платит недостатком уверенности, которого нормативное мышление смертельно боится. Т.Адорно увидел в 3. сходство с восприятием ребенка, который способен эмоционально переживать то, что уже совершили другие.
Философия постмодернизма оживляет и одновременно трансформирует жанр 3. Представления о фрагментированности, случайности, необязательности всего существующего сочетаются с преодолением границ между событиями, людьми, вещами. Идея целостности существует уже не в образе иерархической и стабильной картины мира, но в виде изменчивого, полного неожиданных встреч мира постоянно осуществляемых и постоянно возникающих возможностей. С этой точки зрения размышления о любом предмете могут стать основой фундаментального философского построения. 3. в известном смысле — основная форма постмодернистского дискурса. Однако оно претерпело в постмодернизме качественные изменения: оно лишено качества завершенности, непомерно расширило свои границы; это «бесконечное Э.», как и философия постмодернизма — «бесконечный дискурс».
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 464-465.