Эссе в средневековой Японии
Эссе. Этим словом мы определяем жанр, известный на японском языке как дзуйхицу (буквально «вслед за кистью»). Они представляют собой короткие очерки или заметки, обычно отражающие личные наблюдения за людьми и природой, сделанные без какой-либо определенной цели. Двумя классическими примерами этого жанра среди самых важных литературных произведений периода Камакура являются Ходзёки («Записки из кельи», 1212) Камо-но Тёмэй (1155-1216) и Цурэдзурэгуса («Записки от скуки», прибл. 1330) Кэнко (Ёсида Канэёси, прибл.1283 - прибл. 1352). Оба автора были буддийскими отшельниками, ушедшими от мира социальных и политических беспорядков. Для Камо-но Тёмэй беспокойным периодом являлась война Гэмпэй (1180—85) и ее последствия; для Кэнко — политические интриги и гражданская война во время смены периода Камакура периодом Муромати.
Оба произведения основываются на буддийском представлении о непостоянстве (мудзо), согласно которому мир является местом постоянных изменений и неустойчивости. И Камо-но Тёмэй, и Кэнко находят достаточное подтверждение этой точки зрения в описаниях мира, в котором им выпало жить. Оба они также размышляют о природе просветления и возможности такового в столь суматошном мире. В Ходзёки Тёмэй демонстрирует свое острое понимание непостоянства и быстротечности человеческого бытия. Он также высказывает свое удовлетворение простой, затворнической жизнью. В Цурэдзурэгуса Кэнко размышляет над человеческим существованием и вспоминает счастливые дни теперь уже далекого прошлого. Иногда в своих размышлениях о жизни и существовании Кэнко принимает нравоучительный тон.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 326.