Калокагатия

Калокагатия (Лосев, 1965)

Нерасчлененный характер античной эстетики, ее органическая связь с проблемами этики, педагогики, политики ярко отражается в такой категории, как «калокагатия». Будучи составлена из двух слов: «calos» — «красота» и «agathos»—«добрый», «хороший», это сложное слово «calocagathia» указывает в равной мере и на этическое и на эстетическое содержание категории. Это составное этически[1]эстетическое понятие — своего рода кентавр. И так же, как представление о коне-человеке могло существовать во времена мифологической древности, точно так же и понятие «прекрасно[1]доброго» могло иметь значение только для эпохи, в которой этическое, и эстетическое сознание были, по сути дела, синкретичным, единым...

Калокагатия (НФЭ, 2010)

КАЛОКАГАТИЯ (греч. καλοκαγαθία, τὸ καλὸν κἀγαθόν) – термин античной этики (приблизительный перевод «нравственная красота»), составленный из двух прилагательных: καλός (прекрасный) и ἀγαθός (добрый). Более всего значим для философии классического периода (Сократ, Платон и Аристотель), однако имеет свою историю и в ранней традиции: как понятие засвидетельствовано для Бианта и Солона. Калокагатия стала одним из важнейших терминов нравственного учения Сократа, о чем можно судить по сократическим сочинениям Ксенофонта и Платона.

Калокагатия (Грицанов, 1998)

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек - носитель калокагатии - в истинном призвании своем должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса.