Аскетизм

АСКЕТИЗМ (греч. askeo — упражняюсь) — принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Первоначально, в Древней Греции, аскетизмом называли упражнение в добродетели. Теоретическое обоснование аскетизма получил в религиозных учениях Древнего Востока, особенно в Индии, затем у Пифагора. В раннем христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах. Раннехристианский и средневековый идеал аскетизма изменился в период Реформации. Протестантизм выдвинул требование «мирского аскетизма». К аскетизму призывали ранние крестьянские и пролетарские движения. Это было формой протеста против роскоши и праздности господствующих классов. Марксистская этика рассматривает аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, как следствие неверных представлений о моральном идеале и пути к нему. Однако марксизм осуждает и другая крайность — невоздержанность в удовлетворении потребностей, сведение жизни к погоне за наслаждениями...

 

Аскетизм мирской

Аскетизм мирской — идеал поведения христианина в повседневной жизни. Основан на общехристианском противопоставлении земного и божественного. Понятие аскетизм мирской используется в социологии религии для обозначения типа поведения верующих вне религиозного культа. Отвлекаясь от теологических объяснений аскетизма мирского, можно выделить две его основные модели в христианстве.

Первая — в православии и католицизме — представляет повседневную жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна и полна несовершенства. Отсюда следует предписание человеку удалиться от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. В своем устремлении к спасению как вечному блаженному бытию в Боге христианин под церковным руководством должен постоянно практиковать аскезу (от греч. ασχησις, — упражнение)...

Ритуалы монахов и аскетов в джайнизме

РИТУАЛЫ МОНАХОВ И АСКЕТОВ В ДЖАЙНИЗМЕ. Их можно разделить на ежедневные и специальные. Ежедневные ритуалы исполняются всеми монахами и аскетами. В четыре часа утра монах читает парамештхи-мантру, после исполнения процедур очищения медитирует, читает тексты или переписывает их. Монах или аскет, в отличие от мирянина, может совершать внутреннюю духовную пуджу. Обыкновенно в десять часов утра он выходит из монастыря для сбора подаяния. Собрав милостыню, он возвращается в монастырь.

Аскетизм (Василенко, 1996)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis-упражнение) - термин стоиков и других древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы-бесстрастие (апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть-гордость (гордыня)-остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.

Tags: 

Аскетизм (СИЭ, 1961)

АСКЕТИЗМ (от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения некоторых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Древней Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физической выносливости организма. В дальнейшем аскетические требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров.

Аскетизм (Маслин, 2014)

АСКЕТИЗМ (аскеза, от греч. ackesis - упражнение, подвижничество) - принцип поведения, основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система взглядов, духовно-телесных упражнений. В Киевской и Московской Руси аскетизм определил развитие отечественного любомудрия, что дало повод Бердяеву признать «аскетически-монашеское православие» одним из кардинальных начал «формирования русской души».

Аскетизм (НФЭ, 2010)

АСКЕТИЗМ (от греч. ἀσκητής – упражняющийся, подвижник) – метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т.е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово «аскетизм» восходит к греческому ἀσκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него ἀσκησις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно «аскетами» называли атлетов.

Аскетизм (КСА, 1987)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ, отречение от жизненных благ, удовольствий, искусственное подавление в себе естественных желаний и побуждений. Проповедь аскетизма характерна для большинства религий. По утверждению православных авторов, аскетизм — „основной закон жизни христианина", без чего немыслимо „нравственное христианское совершенство". Именно поэтому „подвиг" отшельничества, монашества, бегства „от мира", подавления „плотских вожделений" всегда рассматривался в христианстве как „высочайший из подвигов".

Аскетизм мирской

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ — нравственный идеал, специфичный для протестантизма и вытекающий из учения о мирском призвании верующего. Аскетический идеал средневекового католицизма прославлял как высшие добродетели уход от мира в монастырь, истязание плоти и т. д. Напротив, согласно учению М. Лютера, Ж. Кальвина и др. реформаторов, для того чтобы спастись, нужно жить в мире, доказывая своей практической деятельностью свое избрание, и одновременно чувствовать себя внутренне отчужденным от мира.

Аскетический идеал

АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ (ASCETIQUE, IDEAL -). По Ницше, порождаемый злобой и недобросовестностью идеал реакционных сил, способных существовать только против кого-то или чего-то. Аскетический идеал преображает страдание в кару, существование в виновность, смерть в спасение, наконец, волю к власти в «волю к уничтожению». Это триумф нигилизма — стремление спасти жизнь путем ее отрицания. По мнению Ницше, именно этот идеал торжествует в христианстве, а также во всех бледных атеистах и духовных рахитах, которые «все еще верят в истину» («К генеалогии морали», III).

Аскетизм (Конт-Спонвиль)

АСКЕТИЗМ (ASCETISME). Аскеза, возведенная в разряд жизненного правила или доктрины. В качестве правила аскеза — явный перегиб, в качестве доктрины — явное заблуждение. Удовольствие способно научить нас гораздо большему.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 51.

Страницы