Аскетизм (СИЭ, 1961)

АСКЕТИЗМ (от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения некоторых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Древней Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физической выносливости организма. В дальнейшем аскетические требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Требование подавлять те или иные жизненные стремления во имя определенных социальных идеалов, во имя активного участия в революционной борьбе выдвигались также многими революционерами. В религиозно-этическом значении аскетизм - это мистическое воззрение, признающее необходимым подавление чувственных влечений, «умерщвление плоти» как путь к «нравственному совершенству» и «приближения к божеству». Аскетизм проповедовал привычку к лишениям и физическим страданиям (посты, телесные истязания и т. д.). Сначала был жертвоприношением богам (в форме самопожертвования), а затем следствием противопоставления «греховной» плоти - духу (материя - источник зла). Уже в условиях первобытнообщинного строя обряды инициаций носили аскетический характер (изоляция, пост, физическое увечье (обрезание) и пр.). Аскетизм - существенный элемент ряда восточных религий (брахманизма, индуизма, джайнизма и буддизма), проповедующих идею «слияния души» с божеством. В некоторых древне-иудейских сектах (терапевта, ессеи) были сильны элементы аскетизма: жизнь в изолированных общинах, длительные изнурительные посты и т. п. В эксплуататорском обществе, когда возможности удовлетворять свои элементарные физические и духовные потребности у народных масс чрезвычайно ограничены, господствующий класс глубоко заинтересован в воспитании в массах смирения и покорности, презрения к «земным благам». В этих условиях проповедь аскетизма - веры в то, что безрадостное и бесправное, полуголодное существование трудящихся - лучший путь к достижению фантастического загробного потустороннего «рая», в котором душа якобы получает награду за земные страдания, - чрезвычайно выгодна эксплуататорам. Эта глубоко реакционная идея стала основой христианского вероучения, широко использовавшего аскетизм и сделавшего его прямым выводом основной догмы христианства о «греховности плоти», которую необходимо умерщвлять, чтобы подготовить душу к «вечному спасению». Практика аскетизма в раннем христианстве была попыткой оправдать массовое обнищание населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем пропаганда аскетизма была средством подавления протеста народных масс и отвлечения их от борьбы за улучшение условий жизни.

Яркое выражение аскетизма получил в монашестве, широко распространившемся на Западе и Востоке в средние века. Поскольку все же аскетизм не мог стать реально-действующей нормой общественной жизни даже и для церкви (как хозяйственной и социально-экономической организации), он использовался в качестве идеологического прикрытия неприглядной жизни монахов. Со времен Возрождения и Реформации, когда складывавшейся буржуазной религией аскетизма был отвергнут, возникает «мирской аскетизм», получивший свое выражение в учении Кальвина, а позднее - в лютеранском пиетизме. Этот аскетизм, требовавший отказа от жизненного удовольствий (театр, музыка), соблюдения строгой регламентации быта (пища, одежда), возводил в нравственную добродетель буржуазную бережливость и скаредность.

В эпоху империализма проповедью аскетизма некоторые христианские религиозные группировки прикрывают изуверские формы физического и нравственного воспитания, направленного на вытравление в человеке гуманных чувств и превращение людей в бездумных исполнителей чужой воли, объявляемой «велением божьим» (методисты, бухманисты, движение "духовные упражнения", направляемое иезуитами и др.).

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Зарин С., Аскетизм по православно-христианскому учению, (т.) 1, (ч.) 1-2, СПБ, 1907; Zöckler O., Kritische Geschichte der Askese, Frankf./M., 1863; его же, Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Frankf. M., 1897; Mutz F., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn, 1909; Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, Tübingen, 1919; Hall T. G., Zöскler O., Asceticism - Encyclopaedia of religion and ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinb., 1927; Rourrat R., La spiritualité chrétienne, t. 1-4, P., 1926-28; Schjelderup K., Die Askese, B.-Lpz., 1928; Buonaiuti E., Le origini dell ascetismo cristiano, Pinerolo, 1928; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tübingen, 1934; Hengstenberg H. E., Christliche Askese, Hdlb., 1948; Campenhausen H. F., Die Askese im Urchristentum, Tübingen, 1949; Egenter R., Die Aszese des Christen in der Welt, Ettal, 1956.

Понятие: