Ли

Ли-принцип

ЛИ-принцип (кит., букв. – закон, правило, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум, ноумены) – одна из основополагающих категорий классической китайской философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков «поле» и «почва») или прожилок на яшме, пучков волокон растений («узорной фактуры») и процедуры обработки драгоценных камней.

Ли-благопристойность

ЛИ-благопристойность (кит., букв. – этико-ритуальные нормы, этикет, этика, ритуал, церемонии) – одна из центральных категорий китайской философии, гл. о. конфуцианства, сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал». Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли» роднит его с онтологическим понятием «ти» («тело», «строй», «сущность», «субстанция») – графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда.

Ли

Ли (с т. з. марксизма)

ЛИ (в китайской философии) — понятие, означающее закон, порядок вещей, форму и т. п. Идеалисты истолковывали Ли как духовное, нематериальное начало в противоположность материальному началу, ци. В конфуцианстве понятие Ли означало основной этический принцип, регулирующий отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.

Ли ([этико-ритуальная] благопристойность)

ЛИ ([этико-ритуальная] благопристойность) - категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианской этики. Словарные значения Л. - «ритуал», «церемонии», «этикет», «вежливость». Конфуций провозгласил «преодоление себя и возвращение к благопристойности» условием реализации гуманности {жэнь) («Лунь юй», XII, 1). Образцовыми Конфуций считал этико-ритуальные установления эпохи Западного Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.). В конфуцианском каноне «Ли цзи» (см. Уцзин) понятие Л. определено через Л.

Ли (принцип)

ЛИ (принцип) — категория классической китайской философии. Структурное начало мироздания, имманентное каждой вещи и всему космосу. Распространенные на Западе интерпретации Л. как аналога платоновской идеи или античного логоса не учитывают субстанциальность китайского «принципа». Словарные значения Л. — «закон», «порядок», «довод», «истина», «резон», «узор». Этимологически слово восходит к разметке полей и обозначению узора на яшме. В древнекитайских философских памятниках понятие «Л.» не имело строгого терминологического значения.