Стереотип

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - устойчивое упрощенное представление о социальном объекте или явлении (например, о государственном учреждении, национальной группе и др.). Выражает привычное отношение к ним человека, сложившееся под влиянием жизненных условий и предшествующего опыта.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 422.

 

Стереотип

СТЕРЕОТИП. Устойчивое и массовое явление политического сознания или действия, формирующее политическое пространство. Стереотипы воспроизводятся на всех уровнях политической иерархии, матрицируют сферу бессознательного и рационального, а также господствуют в практической политике. Стереотип выполняют функцию политических клише, шаблонов и трафаретов, создающих единство в обществе и облегчающих управленческую деятельность элиты. Без политических стереотипов невозможна политическая организация, поскольку они выступают в качестве основы экстериоризации личности и условия ее социализации. В этом отношении политические стереотипы можно интерпретировать как традиции, без которых не может существовать ни одна социально-политическая система, даже самая динамичная. В принципе, консервативная политика основана на стереотипах...

Стереотип социальный (Осипов, 2014)

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте. В таком смысле этот термин был введен в социальные науки У. Липпманом. В основе стереотипа социального находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта. Исторический стереотип социальный исследовался в основном как стереотип представителя какой-либо социальной группы, как антропостереотип, а внутри этого объекта еще более узко — как этнический стереотип, как предрассудок...

Автостереотипы этнические

АВТОСТЕРЕОТИПЫ ЭТНИЧЕСКИЕ (от греч. autos — сам + stereos — твердый + typos — отпечаток) — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, эмоционально окрашенный, устойчивый собственный образ, складывающийся у народа (этноса). Автостереотипы этнические большей частью содержат комплекс положительных оценок. Народ, сознающий себя, склонен видеть себя и свои интересы, потребности и запросы как предпочтительные, бесспорные, правомерные и естественные.

Динамический стереотип

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - слаженная интегрированная система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения чёткого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Понятие введено в 1932 г. И.П. Павловым. Нервные процессы, лежащие в основе формирования динамического стереотипа, объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им.

Стереотип социальный (Подопригор, 2013)

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — схематический стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «Стереотип социальный» введен в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков общественного мнения относительно этнических, классово-сословных, профессиональных и т. п. групп, представителей политических партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов так называемой массовой культуры.

Динамический стереотип

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — физиологический термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Динамический стереотип образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 100.

Стереотип социальный (Фролов, 1991)

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (греч. stereos — твердый, typos — отпечаток) — устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму С. с. воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. С. с. — неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании, закрепляется как положительный, так и отрицательный опыт людей, чем объясняются их односторонность и ограниченность, способность сравнительно легко превращаться в предрассудки. По своей гносеологической природе С. с. могут быть как истинными, так и ложными; по социальной направленности — как прогрессивными, так и реакционными...