Стереотип социальный (Осипов, 2014)

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте. В таком смысле этот термин был введен в социальные науки У. Липпманом. В основе стереотипа социального находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта.

Исторический стереотип социальный исследовался в основном как стереотип представителя какой-либо социальной группы, как антропостереотип, а внутри этого объекта еще более узко — как этнический стереотип, как предрассудок.

Социологический анализ раскрывает более глубокое содержание стереотипа социального. Будучи концентрированным выражением социальной установки (отсюда выдвижение на первый план поведения человека в социальном взаимодействии как главного социального объекта и основного содержания стереотипа социального), он выполняет в жизнедеятельности индивида и социальной общности функции регуляции, интеграции и т.п. Роль стереотипа социального в социальном процессе определена тем, что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы обществ, отношений, а именно их персонификацию, их «запись» как отношений социальных в виде антропоморфных образов. При таком подходе становятся понятными свойства стереотипа социального, зачастую объясняемые особенностями индивидуальной психики, например, феномен поляризации, или «черно-белого» мышления. Функциональное назначение стереотипа социального состоит в том, чтобы феноменологически поляризовать в противоположных образах стороны социального противоречия, психологически мобилизовать на его разрешение силы участников социального процесса. Стереотип социальный — образ, полярный по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Свойства стереотипа социального широко используются в практике СМИ, в искусстве.

П.Н. Шихирев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 502-503.

Литература:

Ядов В.А. К вопр. о теории «стереотипизации» в соц-и // Филос. науки. 1960. № 2; Шихирев П.Н. Иссл-е стереотипа в амер. соц. науке // Вопр. философии. 1971. № 5; Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1921; Allport G.W. The Nature of Prejudice. N.Y., 1958; Bargler K. Psychologie Stereotyper Systeme. Stuttgart, 1966; Oskamp S. Attitudes, Opinions and Beliefs. Sage, 1990; Oakes P.J., Haslam S.A., Turner J. Stereotyping and Social Reality. Oxford, 1994; Twuyver M. van. Factors Affecting Social Categorization Processes in Memory. Nijmegen, 1996.