Автостереотипы этнические
АВТОСТЕРЕОТИПЫ ЭТНИЧЕСКИЕ (от греч. autos — сам + stereos — твердый + typos — отпечаток) — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, эмоционально окрашенный, устойчивый собственный образ, складывающийся у народа (этноса). Автостереотипы этнические большей частью содержат комплекс положительных оценок. Народ, сознающий себя, склонен видеть себя и свои интересы, потребности и запросы как предпочтительные, бесспорные, правомерные и естественные.
Социально-психологическая природа автостереотипов этнических определяется особым понятием — социальным стереотипом, введенным в науку и практику американским журналистом У. Липпманом. Так он обозначил распространенные в общественном мнении предвзятые представления о членах этнических, социальных, политических и профессиональных групп. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях той или иной этнической группы делаются предвзятые выводы относительно всей группы. Что касается автостереотипов этнических, то в этом случае речь идет о некритическом, традиционном восприятии поведения, характера, культуры своего этноса. Подобная неточная, преувеличенная, приукрашенная, сугубо позитивная самооценка составляет основу этноцентризма, а нередко и шовинизма. В результате создается возвеличенный образ собственного народа как средоточия разного рода добродетелей, которые якобы отсутствуют у других этносов. Основываясь на таком представлении, можно противопоставить «свою» нацию как исключительно добропорядочную, гуманную другим, не «нашим» народам, отличающимся противоположными чертами и свойствами. Эти автостереотипные взгляды, а также стереотипные установки в отношении других обычно порождают межнациональную рознь, неприязнь, вражду и т. п.
Автостереотипы этнические, как и стереотипы вообще, следовательно, могут выполнять негативную роль, формируя ошибочные знания людей о себе и других, серьезно деформируя межнациональные, межличностные отношения. Вместе с том следует иметь в виду, что автостереотипы этнические включают в себя не только ложные односторонние хвалебные оценки собственномго этноса, но и некоторые действительно имеющиеся этнические свойства и даже «самокритику». У различных народов соотношение позитивного и негативного в самооценке бывает различным. Можно сказать, что у крупных по численности наций критический элемент в оценке собственного «имиджа» проявляется чаще, чем у малочисленных народов.
См.: Национальные предрассудки, Этнические стереотипы, Этнические установки.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 19-20.