Икона

Казанская, чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/
 

Также читайте справочник Православные иконы.

Икона

ИКОНА (от греч. εἰκών – образ, изображение) – один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (4–6 вв.) и приобрела свои классические формы в Византии 9–11 вв. после окончательной победы иконопочитания, а затем – в Древней Руси в 14–15 вв.

Икона (Маслин, 2014)

ИКОНА (от греч. eikon - образ, изображение) - один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV- VI века) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI веков (после окончательной победы иконопочитания над иконоборчеством), а затем — в Древней Руси в XIV-XV веков.

Икона (Мчедлов, 1999)

Икона — предмет религ. культа приверженцев православия, а также некоторых других христианских и нехристианских религиозных направлений. Иконография разных народов существенно отличается, что связано с конкретными этническими, историческими, социально-психологическими и социально-культурными особенностями их жизни. В Русской Православной церкви иконопись (см. Иконопись русская) поднялась до высочайших вершин живописного и художественного мастерства.

Икона (Новиков, 1987)

ИКОНА (от греч. εἰκών — образ, вид) — живописное или рельефное изображение божеств, святых, религ. сюжетов и т. п., являющееся предметом религиозного поклонения. Иконопочитание существует в православии, католицизме, ламаизме, буддизме. Культ иконы был заимствован из более древних религий и является пережитком фетишизма. Против него в христианстве выступали апологет Климент Александрийский и церк. историк Евсевий Кесарийский, считая иконы языческим идолопоклонством и ссылаясь на библейское запрещение изображать божество.

Икона (Кириленко, Шевцов, 2010)

ИКОНА (греч. —- изображение, образ) — в христианстве, буддизме, ламаизме изображение божества, святых на камне, дереве, полотне. В отличие от дохристианских идолов, И. в христианстве не тождественна божеству, это видимый образ божества, но без его сущностного бытия, она есть факт и акт мистического реализма христианства, существующего в символических изобразительно-выразительных формах. И. является вспомогательным средством проникновения в высший духовный мир через созерцание предмета материального мира. Отождествление иконного образа с Первообразом превращает И.

Икона (Конт-Спонвиль, 2012)

ИКОНА (ICONE). Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона — предметов или индивидуумов.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 212.

Культ икон

Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих „не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон — явление языческое.

Икона в Византийской империи

ИКОНА — «образ, изображение»; живописное, реже рельефное изображение Господа, Богородицы, святых, а также евангельского или церковно- исторического события, как предмет религиозного культа. Догматически почитание икон было утверждено Седьмым Вселенским собором в 787 г. в Никее, хотя церковное изобразительное искусство, в том числе и иконопись, существовало с первых веков христианства. Согласно соборному догмату, «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Икона (Кузнецов, 2007)

ИКОНА (среднегреч. εἰκόνα от древнегреч. εἰκών — образ, портрет, мысленное представление о ком-либо, сравнение) — изначально (II—VII вв.) — изображение персонажей (в первую очередь Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, ангелов, святых) и событий библейской и церковной истории вне зависимости от техники исполнения и изобразительных средств различных видов пластических искусств: скульптуры, рельефа, резьбы, чеканки, мозаики, монументальной и станковой живописи, графической миниатюры и пр. Позднее (с VIII в.) И.

Икона в Православии.

ИКОНА (греч.: портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица Св. Троицы, Бога-Сына, а также Божией Матери и святых. Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению св. Отцов, икона — “небесное явление” и “подобие” Божественного. В ней нет ничего мирского и телесного, ее отвлеченные образы являют тайну невидимого. На иконе пишутся не лица, а “лики”, черты нереальны, глубокий взгляд расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Святые движутся и живут на отвлеченном золотом фоне в присутствии ангелов или в окружении сказочных гор, невиданных растений и райских цветов. Условное положение рук обозначает удивление, молчание, печаль и молитву. Перспектива, по мирским понятиям, отсутствует, архитектура орнаментальна, прозрачные здания позволяют видеть одновременно внешние их очертания и внутреннее убранство...