Икона (Кузнецов, 2007)
ИКОНА (среднегреч. εἰκόνα от древнегреч. εἰκών — образ, портрет, мысленное представление о ком-либо, сравнение) — изначально (II—VII вв.) — изображение персонажей (в первую очередь Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, ангелов, святых) и событий библейской и церковной истории вне зависимости от техники исполнения и изобразительных средств различных видов пластических искусств: скульптуры, рельефа, резьбы, чеканки, мозаики, монументальной и станковой живописи, графической миниатюры и пр. Позднее (с VIII в.) И. начинает пониматься преимущественно как моленный образ, включенный в сферу литургической практики. В классическом варианте И. представляет собой специально подготовленную деревянную доску с наклеенной на нее паволокой (редкой тканью) и нанесенным сверху левкасом (грунтом), по которому темперными либо масляными красками пишется изображение. По источнику возникновения П.А. Флоренский разделял И. на четыре типа: библейские, портретные, писаные по преданию (т.е. с опорой на чужой духовный опыт) и явленные (в основе которых лежит собственный духовный опыт иконописца). И. выполняют следующие функции. Во-первых, иллюстративную, или ди-дактически-информативную, поскольку И. способна изъяснять события библейской и церковной истории, служить своеобразным пособием для «неграмотных», особенно это касается праздничных И. и И. с клеймами. На эту функцию указывали Нил Синайский (V в.), папа Григорий Великий (VI—VII вв.) и др. Однако, чтобы понять смысл иконописного изображения, необходимо овладеть языком символов иконописи, поэтому «неграмотность» в данном контексте относима лишь к навыку чтения и письма. Во-вторых, дисциплинирующую, поскольку зримый образ позволяет сосредоточиться во время молитвы, сконцентрировать внимание на предмете веры. В-третьих, коммуникативную, поскольку И. призвана служить одним из связующих звеньев между горним и дольним мирами, помогать молящимся в общении со святыми заступниками. В-четвертых, компенсаторную, поскольку чудотворные И. считаются проводниками благодати. Эктип (ектилод — отображение) отделен от первообраза — архетипа, но «энергии» первообраза продолжают в нем реально присутствовать. В-пятых, «напоминательную», поскольку И. способствует «припоминанию» (avajxvriai?), причем не только в плане субъективно-ассоциативном — И. действительно побуждает человека к памятованию и почитанию, — но и в плане объективно-онтологическом, т.е. явлению идеи (П.А. Флоренский). В-шестых, анагогическую (возвышающую), поскольку (по определению VII Вселенского собора 787 г.), «глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу». В-седьмых, декоративную или эстетическую, на которую обращал внимание еще Иоанн Дамаскин (VIII в.).
Византийская теория И. строится на утверждении Псевдо-Дионисия Ареопагита о том, что «вещи явленные суть воистину И. вещей незримых». Таким образом, богословие И. оказывается включенным в общую христианскую теорию образа: Бог-Сын — образ ипостаси Бога-Отца (Евр. 1:3), человек — образ Создателя, Ветхий Завет — И. Нового Завета (Евр. 9:9) и т.д. Более того, И. может выступать не только в качестве обозначения священного архетипа (денотата), но и в качестве прототипа для другого изображения — «списка», т.е. служить «образ(ц)ом» для «образа образа», именно на этом построена практика распространения списков чудотворных И., в первую очередь богородичных (Б.А. Успенский). Изображение Бога становится оправданным только после Боговоплощения (Ин. 1:18), поскольку виденное изобразимо. А разведение богословских понятий богослужебного «поклонения» только Богу (XaxpEia) и внебогослужебного «почитания» святынь (лроакт'г|а1с) разрешило спор с иконоборцами в пользу защитников И. Возможно предположить, что И. играет роль своеобразного остенсивного «определения», поскольку непосредственно предъявляет зрителю образ предмета веры. Это особенно заметно, если не нарушается последовательность «агиографического топоса опознания» (Жильбер Дагрон): сначала некий современник воочию наблюдает жизнь подвижника и затем среди прочих воспоминаний оставляет потомкам словесный портрет святого — ико- нисмос (eiKovLOfioc), по которому пишется И., а позднее, когда получают распространение многочисленные «изводы», созданные на основе каноничного «подлинника», верующие легко идентифицируют данный образ в ряду других И. одного чина, а также узнают святого в мистических видениях.
К концу 1-го тысячелетия иконография вырабатывает собственный символический язык, отличный от языка позднеантичного искусства (например, фаюмского портрета). Ей становятся присущи: знаковый характер изображения; локальный цвет; силуэтность; персоналистичность (т.е. фиксированность внимания на ликах, глазах); статичность поз, инвариантность жестикуляции персонажей, отказ от аллегоричности; отсутствие светотеневых эффектов; плоскостность (двумер- ность) изображения; деформация видимых пропорций; семантическое противопоставление правого и левого; «обратная перспектива», представляющая собой комбинацию различных приемов пространственных построений: локальную аксонометрию, собственно обратную перспективу, перцептивную перспективу, зеркальную симметрию и пр.; циклическое время; ориентация на внутреннюю, т.е. включенную в изображение, и динамичную зрительскую позицию; подчеркнутая условность фона и деталей интерьера; эсхатологичность, поскольку И. стремится выразить будущую славу Царствия Небесного как уже доступную святым реальность.
На христианском Востоке, равно как и на христианском Западе, наибольшее распро-странение получили И. Иисуса Христа и Божией Матери. Традиционно выделяют семь основных типов И. Спасителя (по Н.П. Кондакову): Спас Нерукотворный, Спас Младенец (Эммануил), Спас Ветхий Денми (Саваоф), Великий Архиерей, Ангел Великого Совета (София на троне), Вседержитель (Пантократор), Спас Всемилостивый (Со- тер) и шесть типов И. Божией Матери: Оранта, Влахернитисса (Знамение), Елеуса (Умиление), Одигитрия (Путеводительни- ца), Агиосоритисса (Деисисная), Ассунта (Вознесенная). Древнейшими аллегорическими изображениями библейских сюжетов являются фрески в г. Помпеи (до 79 г.) и в катакомбах Доура-Европос (Междуречье, начало II в.). Появление богородичных И. церковное предание относит к апостольским временам, но из сохранившихся самые ранние датируются лишь V—VI вв. (монастырь св. Екатерины на Синае), а первой И. Иисуса Христа считается утерянный после 1204 г. убрус — образ Спаса Нерукотворного.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 188-189.
Далее читайте справочник Православные иконы.