Община

Община Древней Греции

В Древней Греции (прежде всего в Афинах) и Риме в силу исторических и экономических условий произошло быстрое разложение родовых отношений, индивидуальная семья рано сменила патриархальную и частная собственность отдельных семей получила более полное развитие. Хозяйственная и фискальная роль общины не была велика; значительная часть производственных функций и эксплуатации перекладывалась на рабов (стоявших, как и все «чужаки», вне общинной организации).

Шанская община

Но независимо от того, с какого времени простолюдины обрели собственные фамилии, семья как ячейка была среди них нормой, как нормой было существование группы таких семей — родственных друг другу и иных, пришлых, — в рамках одного и того же поселения, сельской общины. Община в шанско-чжоуском Китае была генеральной социальной корпорацией, функционально сопоставимой с выделившимися еще в шанское время кланами-корпорациями воинов и ремесленников.

Семья и община [в шанско-раннечжоуском Китае]

Для простолюдинов главными формами необходимых для их существования социальных корпораций были семья и община. Семья — универсальная ячейка общества с весьма ранних ступеней его существования, с первобытных времен. Сильная патриархальная семья появляется е неолитической революции (редко она была матрилинейной — но даже в таких случаях оставалась патриархальной) и сохраняется достаточно долго.

Мир

МИР - наименование в России 13 - начала 20 веков сельской общины. Крестьянский Мир существовали как на черных, т. е. государственных землях, так и на дворцовых, боярских и монастырских. С развитием в 16 веке поместной системы крестьянский Мир в центральных районах Русского государства дробились, сохраняясь в монастырских и крупных частновладельческих вотчинах. Наиболее устойчивое мирское устройство было на Севере России. Мир ведал раскладкой и сбором податей, отдачей на оброк запустевших земель, осуществлял низший суд. Во главе Мира стояли выбираемые из зажиточных крестьян старосты.

Род в составе племени

РОД. В общественном отношении род представляет собой отдельную и в значительной мере самостоятельную, на основе широкого первобытно-демократического самоуправления, единицу в общем составе племени. «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность, — писал Энгельс, — проявляются в том, что здесь нет места для господства и угнетения» (Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 134). Управление делами рода сосредоточивается в родовом совете, в котором при матриархате женщины—главы семей — имеют преобладающее влияние и который при патриархате состоит исключительно из мужчин — глав патриархальных семей...

Род (Тавадов, 2011)

РОД — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). В литературе пока нет общепринятого понимания времени возникновения, сущности и эволюции форм рода. Согласно одной трактовке, восходящей к Л. Г. Моргану и развитой его последователями, род возникает вместе с человеком современного вида, является универсальной и важнейшей социальной структурой первобытного общества и эволюционирует от материнского рода к отцовскому роду.

Род - родовая община (БСЭ, 1941)

РОД, или родовая община, историческая общественная форма, свойственная первобытнообщинному периоду истории и представляющая собой хозяйственное, общественное и идеологическое соединение кровных родственников, происходящих от одного предка; в более широком смысле понятие рода обнимает не только всех живущих, но и умерших членов рода — предков. Род возникает на определенной стадии развития производительных сил, на смену начальной общественной форме — первобытному человеческому стаду (см. Стадо первобытное).

Община в России

Особенно большую роль в изучении сельской общины при феодализме сыграли русские исследователи конца 19 - начала 20 веков. Это объяснялось условиями России, где сельская община - мир - просуществовала особенно долго и к тому же приобрела наиболее яркую и развитую форму (душевые переделы - см. Переделы земельные). В. П. Воронцов, А. Карелин, А. А. Кауфман, А. Я. Ефименко, П. А. Соколовский, В. Е. Постников, Ф. Щербина и другие подняли большой исторический и этнографический материал и указали на различные факторы, влияющие на темпы и направление эволюции общины.

Сельская община [в Древней Индии] (ВИ, 1956)

Характерной чертой исторического развития Индии является то обстоятельство, что рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, не смогло развиться до античных форм. Основным фактором, тормозившим развитие рабовладельческих отношений, была сравнительно большая устойчивость индийской сельской общины, как формы экономической и социальной организации свободного населения.

Важной особенностью производственного процесса в древней Индии, особенностью, бывшей следствием специфических природных условий и низкого уровня развития техники, являлась настоятельная необходимость коллективных усилий организованных масс людей...

Кальпулли

КАЛЬПУЛЛИ (на языке нахуатль - большой дом) - род, позднее территориальная община у ацтеков. Экономическую основу кальпулли составляло общинное владение землей. Часть земли кальпулли выделялась отдельным семьям для индивидуального пользования, другая сохранялась для общих нужд (лес, места охоты, рыбной ловли и т. п.). Некоторые участки обрабатывались для нужд кальпулли совместно. Кальпулли возглавлялась старейшиной. Ее начавшееся расслоение на зажиточную, эксплуататорскую верхушку и эксплуатируемую массу общинников было ускорено исп. завоеванием.

Страницы