Марга – соседская община батаков

Батаки живут в условиях распадающегося общинно-родового строя, а их социальная организация до наших дней сохраняет пережитки отцовского рода. В подавляющем своем большинстве они живут в селениях (хута), в которых находятся члены нескольких марга 38 (тоба) или мерга (каро). Батаки-тоба с острова Самосир, сохранившие традиционную культуру в наиболее нетронутом виде, нередко насчитывают до 20 поколений предков, батаки других районов — несколько меньше 39.

Каждая батакская этническая группа (в прошлом племя) состоит из нескольких марга: у Тимуров их четыре, у каро — пять, у тоба — девятнадцать и т. д. 40. Различное число марга объясняется тем, что, разрастаясь, первоначальные марга делились, и новые подразделения также получали название марга. Естественно, что у тоба, которые по численности почти равны всем остальным батакским группам, вместе взятым, количество марга наибольшее. Следы дуального деления более отчетливо прослеживаются у тоба, у которых сохранились генеалогии и легенды о двух первоначальных марга — Сумба и Лонтунг 41.

В настоящее время хута, населенные мужчинами из одного марга (жены мужчин данного марга, в силу закона экзогамии, всегда принадлежали к другим марга), встречаются редко. Обычными стали поселения, з которых проживают мужчины — представители разных марга. Иначе говоря, родовой характер поселений в значительной степени утрачен. Основными причинами этого изменения характера поселений были разрастание марга и их подразделений, расселение марга в процессе освоения новых земель, частые в прошлом войны, ведшие к перемешиванию генеалогических групп, и др. В результате происходила — и продолжает происходить — сегментация марга и их подразделений и территориальное рассредоточение этих сегментов одновременно с образованием поселений смешанного в генеалогическом отношении типа. В таких поселениях фактор совместного проживания стал играть все возрастающую роль, а фактор происхождения от общего предка постепенно оттеснялся на второй план 42.

_________

38. Марга — разросшийся род, члены которого ведут происхождение от общего мужского предка и сохраняют его имя, как правило, легендарное. Члены одного марга называют себя сенина или донган саина, т. е. «одной матери» (тоба), самарга, т. е. «одного марга» (ангкола) и др. (М. Stuchlik, B a ta k S ocial an d P olitical Organisation pt I: Social Groups,— «Annales of the Naprstek Museum», vol. I, Praha, 1962, pp. 103— 109; С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., pp. 17—24; F.-C. Cole, F am ily, Clan an d P h ratry in C entral S u m atra, — «Essay in Athropology Presented to A. L. Kroeber» Berkeley, 1936; E. M. Loeb, The B a taks, pp. 37 ff.; J. C. Vergouwen, A e t rech tsleven der Toba-Bataks, s’Gravenhage, 1933, biz. 33 vv. (English translation: The Hague, 1964)].

39. С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., p. 18.

40. M. Joustra, B atakspiegel, biz. 199, 202—206.

41. Ibid., biz. 201.

42. Вопрос о характере батакского поселения с точки зрения проживания в нем генеалогических групп более подробно рассмотрен в нашей работе «Общественные отношения у батаков» («Община и социальная организация у народов Восточной и Юго-Восточной Азии», Л., 1967, стр. 146—167).

[201]

Роды (марга) делятся на подроды, число которых в каждом марта различно. Обычно их называют хорджа (керджа), или «малые марга», в отличие от «больших марга» — бывших родов. Следующее подразделение — группа кровных родственников, включающая от 4 до 8 поколений, это саомпу — «одного прадеда», «одного предка» (тоба). Обычно в эту группу входят потомки основателя данной деревни (или нескольких небольших соседних деревень). Наряду с названными генеалогическими подразделениями есть также еще несколько подразделений генеалогического по преимуществу характера, границы и функции которых довольно неопределенны (например, биус у тоба и даири) 43.

В прошлом члены марга были прочно связаны друг с другом общностью имущества (эта общность, согласно адату, распространялась на весь марга, как бы далеко ни были разбросаны его члены), обязанностью участвовать в торжественных церемониях, традициями взаимопомощи и взаимного уважения; внутри марга действовал принцип «один за всех и все за одного» 44. Хотя теперь родственные узы между членами марга в значительной мере ослабли и экономические связи между ними оказались полностью нарушенными, однако родовые пережитки еще сильны: малые марга по-прежнему экзогамны, а у каро экзогамны нередко и большие марга. При встрече двух батаков первый вопрос касается выяснения места происхождения и родовой принадлежности: «Аха до маргамуна?» — «Какого ты марга?». В зависимости от ответа выбирается и форма обращения. Такой предварительный расспрос о родовой принадлежности и затем выяснение степени родственной близости называется мартутур. Члены одного марга, выяснившие, что между ними нет прямых родственных отношений, называют друг друга вежливым обращением «товарищ», «брат», тогда как связанные реальным родством обращаются друг к другу, употребляя конкретные термины родства. На значение марга в жизни батаков указывает поговорка: «Человек без марга, как орех без скорлупы» 45.

Подроды делятся на патриархальные большие семьи, включающие от 4 до 12 семейных ячеек, состоящих каждая из мужа, жены и детей. Большая семья размещается в одном доме, имеет свой земельный надел, управляется своим главой и называется либо «донган саджабу» (тоба), либо румах (каро); есть также и другие термины. Иногда от разросшейся большой семьи отпочковываются семьи, которые селятся отдельно — обычно на незанятых землях — и дают начало новым выселкам. В настоящее время почти во всех районах большие семьи являются редкостью; господствующей формой хозяйственной и семейной жизни стала малая семья 46. Исключение составляют лишь некоторые районы, населенные каро, где сохранились большие семьи румах, члены которых занимают один дом (тоже называемый румах, откуда и пошло название большой семьи) с прилегающими хозяйственными постройками и двором. Вся усадьба, занимаемая такой семьей, называется кесаин («двор») или терпук («часть»). Большая семья носит имя малого марга, к которому она принадлежит, например, у каро «румах Кербо» — «большая семья [подрода] Кербо», «румах Герга» — «большая семья [подрода] Герга» и т. д. В кароской деревне встречается до

_____

43. М. Stuchlik, Batak..., pt I, pp. 107—115, pt II, pp. 85—92; H.-D. Kubitschek, Einige Bemerkungen zur Entwicklung der Socialen Organisation der Batak, — «Ethnograph’scharchaeologische Zeitschifb, Jahrg. 6, 1965, Hf. 1, S. 20—23.

44. H. Porkas Daulae, Sedikit tentang Marga Batak, hal. 13—17.

45. С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., p. 17; E. M. Loeb, The Bataks, p. 47.

46. С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., p. 55; F.-C. Cole, Family, Clan and Phratry..., p. 289; J. C. Vergouwen, Aet rachtsleven der Toba-Bataks, biz. 278—281.

[202]

нескольких десятков таких румах, причем некоторые из них носят одно имя, так как произошли от одной румах 47.

Общину подобного типа можно назвать соседско-большесемейной, ибо в ней сочетаются признаки, характерные для больших семей (они же — домовые общины) и для соседских общин. Действительно, генеалогические подразделения, составляющие общину у батаков, т. е. большие семьи, сохраняют (или сохраняли до недавнего времени) свое единство, в том числе и экономическое; в то же время эти большесемейные коллективы подчинены большему единству, основанному на соседско-общинном принципе 48.

В целом генеалогические подразделения батаков находят соответствующие параллели в социальной организации не только патрилинейных, но и матрилинейных народов Индонезии, сохранивших пережитки общинно-родовой организации 49.

Представители старейшего марга, предки которого первыми поселились в данной местности, занимают привилегированное положение и называются у тоба «марга сипунгка хута» — «род — основатель деревни», или «марга раджа» — «род раджи». Из этого марга выбирались прежде старейшины деревни; его члены имели ряд преимуществ в пользовании сельскохозяйственными угодьями, были окружены особым вниманием со стороны других жителей деревни. Остальные марга были в подчиненном положении. Марга, занимающий привилегированное положение в одной деревне, в другой мог быть в подчинении, так как члены данного марга могли поселиться в этой деревне позже других марга. Сейчас в политическом отношении члены всех марга имеют равные права, но в экономическом положении и в отношении взаимного этикета между ними по-прежнему сохраняются различия 50.

Система землевладения и землепользования у батаков свидетельствует о переходе от соседско-общинных порядков с сильными пережитками родовых отношений к индивидуальному землевладению с зачатками капиталистических форм. Теоретически (по адату— обычному праву) верховные права на всю возделываемую землю принадлежат марга и его поздразделениям 51. Фактически же владельцами обработанных земель являются малые или большие семьи (там, где они сохранились), но не марга и не саомпу, причем право наследственного пользования почти повсеместно перешло в право собственности — голаг (тоба), особенно в районах заливного рисосеяния. Это право в первую очередь распространяется на земли, расчищенные трудом данного общинника, а затем уже на земли, полученные по наследству (при условии, что другие наследники его не оспорят).

Соседская община, в которую входят жители одной или нескольких деревень, распоряжается через старейшин лишь пастбищами, пустошами, целинными землями, лесами и иногда регулирует отношения между семьями в вопросах землепользования. На подъем целины имеют право все члены общины с разрешения старейшины деревни, а так-

_______

47. М. Joustra, Batakspiegel, biz. 211.

48. Ю. В. Маретин, Община и ее типы в Индонезии (Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук), М., 1964, стр. 8—9.

49. См.: Ю. В. Маретин, Отмирание пережитков материнского рода в семейно-брачных отношениях минангкабау, — «Советская этнография», 1960, № 3, стр. 78—80.

50. С. Е. Cunningham, The Postwar Migration..., p. 20; J. C. Vergouwen, Het rechtsleven der Toba-Bataks, biz. 58, 135, 138.

51. J. C. Vergouwen, Het rechtsleven der Toba-Bataks, biz. 136—137; I. Hilgers-Hesse, Das Eigentumsrecht bei den Toba-Batak in Nord-Sumatra, — «Zeitschrift fur vergleichende Rechtswissenschaft», Bd LXIII, 1961, S. 185—217; A. Enda Boemi, Het grondenrecht in de Bataklanden, Leiden, 1925.

[203]

же пришлые и принадлежащие к марга, не представленным в данной деревне, но только с той разницей, что они обязаны помимо разрешения старейшины заплатить определенную сумму в общинную кассу.

В некоторых случаях обязательным условием получения права на землепользование является адаптация — принятие в большую семью (а через нее в род), для чего принимаемый платит этой семье определенную сумму. Право на землю за большой или малой семьей сохраняется до тех пор, пока видны следы обработки земли. Воды и береговая полоса озера Тоба также являются общим достоянием: каждый житель прибрежных деревень может заниматься в нем рыбной ловлей 52.

Прежде практически не встречалось полного отчуждения земли так как для этого нужно было разрешение всех членов большой семьи всех членов малого, а когда-то и большого марга. Был возможен заклад, но также с разрешения сородичей, и члены своего рода имели право преимущества. При совершении сделки было обязательным присутствие свидетелей. Если заклад длился долго (например, переходил от отца к сыну или даже к внуку), то нередко приходилось прибегать к судебному разбирательству на основе законов адата, ибо первоначальные права за давностью лет оказывались забытыми. Эти споры часто приводили к ссорам не только между семьями, но и между деревнями и даже служили поводом к вооруженным столкновениям 53.

В настоящее время частная собственность на землю стала быстро распространяться, хотя видимость общинно-родового землевладения нередко сохраняется. Существовавшие прежде арендные отношения усилились в 20—30-х годах, особенно после окончания второй мировой войны. Батак, не возделывающий свою землю (например, уехавший с семьей в город), сдает ее в аренду из пятой доли, трети или даже исполу 54. Присутствие посторонних свидетелей при совершении сделки уже необязательно, тем более необязательно согласие или простое присутствие членов марта. Ремесленники, учителя, торговцы, владеющие землей, все реже обрабатывают ее сами, предпочитая сдавать в аренду. Арендные отношения постепенно распространяются и на рыбацкие артели, где за аренду невода или лодки владелец получает треть улова. При лове вдвоем хозяин снастей и лодки получает две трети улова, а второй рыбак — треть.

Если в районах заливного рисосеяния земля закреплена за отдельными малыми семьями (т. е. фактически существует частная собственность), то в районах подсечно-огневого земледелия происходит постоянное перераспределение земель: истощенные земли бросаются, и старейшины выделяют членам общины новые участки земли в зависимости от размеров каждой семьи. (Прежде постоянные поиски новых, неистощенных участков очень часто вели к пограничным недоразумениям и кровопролитным войнам между деревнями 55).

Процесс обезземеливания крестьян, начавшийся еще в 30-х годах,

______

52. С. Е. Cunningham, The P o s tw a r M igration..., pp. 18—23, 34—37; J. C. Vergouwen, Metrech tsleven der T oba-B ataks, biz. 374—375; B. J. Haga, N o ta o m tren t de inlandsche rech tsgem een sch appen in het g e w e s t T apanuli,— «Mededeelingen van de Afdeeling Bestuurszaken der Buitengewesten, Dep. v. Binnenlandsch Bestuur», ser. B, Weltevreden, 1930, No 6.

53. M. Joustra, D e B a ta k s, biz. 140; E. M. Loeb, The B a taks, pp. 30—34.

54. E. M. Bruner, U rban ization an d E thnic Id e n tity in N orth S u m a tra ,— «American Anthropologist», vol. 63, 1961, N? 3, p. 516.

55. Частые столкновения и настоящие войны между деревнями в прошлом заставляли батанов закапывать свои ценности в землю. Поэтому сейчас при проведении сельскохозяйственных работ нередки случаи находок зарытых ценностей (золотых и серебряных монет, украшений и пр.).

[204]

продолжается и в настоящее время. В результате его в большинстве районов сильно сократились участки обрабатываемой земли, приходящиеся на душу населения. Это произошло вследствие усилившегося классового расслоения, роста населения, а в северо-восточных и восточных районах «Страны батаков» — из-за предоставления (в 30-х годах) еще не занятых крестьянами земель иностранным плантаторам (с санкции голландских официальных властей). Так, район Ангкола стал основным районом чайных плантаций Восточной Суматры, здесь же появились плантации каучуконосов, сизаля, масличной пальмы. Правда, после победы индонезийской революции в 1945 г. часть плантационных земель в батакских районах была занята крестьянами, однако это не решило земельной проблемы: аграрное перенаселение ощущается в большинстве батакских районов по сей день 56. В настоящее время средний участок орошаемой земли на семью — 0,25—0,3 га. Только немногие семьи владеют участком в 1 га и более. Учитывая, что средняя семья в шесть человек потребляет в год 720 л риса, а урожай с 1 га— 1500—2000 л, семье, имеющей 0,25 га, не хватает 200—300 л риса в год, т. е. от трети до половины необходимого количества 57. Все это означает, что земледелие в его нынешнем виде перестало служить достаточным источником существования.

Земельный голод и упадок земледелия ведут к сильному росту отходничества (марджаджо), поискам дополнительных источников существования и к переселениям целых деревень. Отходничеством занимаются преимущественно мужчины, но в районах с особо тяжелыми экономическими условиями (например, Самосир) — и женщины. Вследствие нехватки земли только из районов тоба переселилось в Восточную Суматру с 1950 по 1956 г. более 250 тыс. человек. Переселенцы захватывали земли иностранных плантаций и осваивали новые земли. В тот же период около 90 тыс. тоба переселилось в долину р. Аласа, на север, з поисках лучших условий существования, причем насиженные места оставляло население целых деревень 58. В результате в некоторых районах, там, где ранее ощущалось перенаселение, обнаружилась нехватка людей. Так, в хута Сибарингбаринг на южном берегу озера Тоба в 1920 г. приживали 22 семьи, занимавшие 11 домов, к 1940 г. здесь осталось около 12 семей, а к 1956 г.— только 3, занимавшие четыре дома. Остальные дома либо развалились, либо стояли заколоченными, и их ждала та же участь 59. В 1956 г. правительство, стремясь упорядочить стихийные транс-миграции, запретило свободное переселение 60.

Освоенные переселенцами новые земли становятся их полной собственностью и свободно продаются, причем цена на землю постоянно растет. Так, в 1952 г. 1 га орошаемой земли во вновь освоенных районах на востоке стоил 2 тыс. рупий, а в 1955 г.— 5 тыс. 61.

Административное деление и сельское управление. Как говорилось выше, батаки живут в селениях хута (кута), которые вместе с относящимися к ним возделываемыми и пустующими землями, лесами, водое-

______

56. Н. Porkas Daulae, Selikit tentang Marga Batak, hal. 8—9.

57. С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., p. 77.

58. Ibid., pp. VII, 79, 89.

59. Ibid., p. 78.

60. Ю. Г. Александров, Политика Республики Индонезии в сельском хозяйстве, М., 1964, стр. 44—46, 53; Крестьянское движение в Индонезии, — «Крестьянское движение в странах Востока», М., 1967, стр. 71; Ю. В. Фельчуков, Аграрная реформа 1960 г. в Индонезии, М., 1963, стр. 28 и сл.; В. А. Жаров, Индонезия на пути упрочения независимости (1945—1956), М., 1964, стр. 137—138, 162.

61. С. Е. Cunningham, The Postwar Migration..., p. 107.

[205]

мами образуют соседские общины. С увеличением числа жителей деревни от основного поселения (пербапан, т. е. «место, где живет отец», или хута персерахан, т. е. «материнская хута») отделяются выселки, которые, разрастаясь, превращаются в хута, но сохраняют подчиненное положение по отношению к первоначальной хута (по крайней мере во всем, что касается традиционных адатных отношений).

Несколько близлежащих хута (у тоба до 30), отстоящих одна от другой не более чем на километр, образуют более крупное объединение— кампунг 62. Являясь низшим административным делением, кампунг отвечает за поддержание в порядке ирригационной системы, за сохранение дорог, сбор налогов на территории всех своих хута, имеет свой рынок, лавку, кофейню, расположенные в старейшей хута 63.

В прошлом очень часто происходило слияние близлежащих объединений деревень в более крупные союзы, носившие различные названия: хундулан у тоба, урунг у каро, а также курия, луат и др. Особенно распространены были такие союзы у каро. Их образование вызывалось рядом причин: необходимостью защиты от общего врага, требованиями расширения ирригации и пр. Голландские власти закрепили эти временные объединения законодательным порядком, включив их под разными названиями— в зависимости от района — в административную структуру 64. В последние годы малайское слово кампунг вытеснило не только термины, введенные голландцами, но и местные, став наиболее распространенным обозначением деревни вообще. В первую очередь это относится к районам батакской транс-миграции, где происходит интенсивное смешение батакских, малайских, минангкабауских, яванских и других элементов.

Батакские деревни управляются выборными советами народных представителей65. Низшей административной единицей, как уже отмечалось, является кампунг, во главе которого стоит кепала кампунг — «глава кампунга», избираемый жителями всех хута. Он получает небольшое жалованье от правительства, а остальная часть его дохода слагается из традиционных подношений от односельчан за совершение различных сделок, по случаю праздников и т. д.

Несколько кампунгов объединено в более крупную административную единицу — негери, возглавляемую назначенным правительством чиновником — кепала негери или кетуа деван. Несколько негери составляют округ — кечаматан, входящий в район, — кебупатан, который в свою очередь является частью резиденции, входящей в состав провинции. Чрезвычайно примечательно, что теперь в управлении участвуют молодые люди, имеющие образование, правда в большинстве случаев начальное или среднее, но имеющие жизненный опыт и работавшие в городе и других местах.

До провозглашения независимости Индонезии и установления единой для большинства районов страны системы сельского управления 66

_______

62. Ibid., р. 38.

63. Е. М. Bruner, The Toba Batak Village, — «Local, Ethnic and National Loyalties in Village Indonesia: a Symposium», Yale, 1959, p. 54; С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., pp. 127—130.

64. M. Joustra, Batakspiegel, biz. 225, 289—290. После провозглашения Республики Индонезии это деление было отменено, а сами термины вышли из употребления.

65. Е. М. Bruner, The T oba B a ta k Village, pp. 54—55; С. E. Cunningham, The Postwar Migration..., pp. 56—61, 127—130.

66. На протяжении первых лет революции крестьяне сами осуществили демократизацию деревенского управления, а республиканское правительство рядом декретов узаконило систему, сложившуюся революционным путем, с введением в стране с 1957 г. чрезвычайного положения декреты эти практически перестали иметь значение (см.: Ю. В. Фельчуков, Аграрная реформа, стр. 26 и сл.; Ю. Г. Александров, Крестьянское движение; В. А. Жаров, Индонезия ; Ю. А. Сотников, С ельское хозяйство и аграрный вопрос,— «Республика Индонезия», М., 1961, стр. 291 и сл.; К. J. Pelzer, The Agrarian Conflict in East Sumatra).

[206]

каждая батакская хута имела своего старейшину — раджу, а каждый союз деревень — совет старейшин, во главе которого стоял главный старейшина — раджа панусухан. Должности старейшин принадлежали членам старейших в данном районе марга. В разных районах старейшины имели разные названия: раджа хута — «раджа деревни», сибайяк — «богатый», туан — «господин» и пр. У главного старейшины были помощники, причем первым помощником обязательно был представитель марга его жены. Раджа ведал внешними делами общины (связь с высшими властями, с соседними общинами), первый помощник — внутренними (распределение земель, решение семейных дел и пр.). Кроме того, специальный раджа адат ведал делами, связанными с соблюдением адата. В период колониального господства старейшины в большинстве случаев были основной опорой голландцев 67.

Марга в целом не имел единого управления, но в каждом из них имелась большая семья, считавшаяся старейшей, а одну из деревень они признавали в качестве своей прародины. В этой старейшей большой семье, жившей в старейшей хута, передавался по наследству титул раджа марга или раджа ихутан — «раджа, за которым должно идти». Этот старейшина в прошлом имел большую власть и был окружен почетом со стороны всех членов марга. Передача титула новому радже проходила в чрезвычайно торжественной обстановке в присутствии всех сородичей — как мужчин, так и женщин. В случае, если наследник почему-либо не подходил к занятию должности (наследником должен был быть самый старший и уважаемый из мужчин), раджу выбирали из числа других ближайших родственников, но право выбора имели только мужчины.

Каждая большая семья имела своего главу, распоряжения которого были обязаны беспрекословно выполнять все ее члены. Главы больших семей входили в состав деревенского совета во главе со старейшиной, в руках которого помимо управления находилось также право суда. Как управление, так и судопроизводство осуществлялось в строгом соответствии с адатом. Решение принималось старейшинами в деревенском совете большинством голосов, но после обязательного обсуждения всеми совершеннолетними мужчинами деревни 68.

Согласно адату, доходы старейшин складывались из следующих статей: сбор с торгующих на базаре; с играющих в азартные игры; налог на убой скота; плата за судебное разбирательство; за совершение брачной церемонии; деньги, уплачиваемые пришлыми за право пользоваться незанятой общинной землей или за право сбора лесных продуктов; часть охотничьей добычи и, наконец, у некоторых групп, например у пакпаков, доля урожая риса или других культур. С развитием европейского плантационного хозяйства старейшины стали получать часть концессионного налога с плантаций (в районах, где были таковые) 69.

Выше уже говорилось о распространенности рабства у батаков вплоть до конца XIX — начала XX века, когда оно было запрещено голландскими властями. Рабами владел, как правило, весь марга раджа,

______

67. H. Porkas Daulae, Sedikitten tang Marga Batak, hal. 27—29; E. M. Bruner, The Toba Batak Village, p. 60.

68. J. C. Vergouwen, Hetrech tsleven der Toba-Bataks, biz. 150; E. M. Loeb, The Bataks, p. 38.

69. «Adatrechtsbundels», d. XX, Leiden, 1922, biz. 116—121, d. XXXV, 1932, biz. 186— 209; M. Stuchlik, Batak, pt II, pp. 117—122.

[207]

т. е. представители правящего марга данной деревни, но внутри него главными держателями рабов были старейшины. Рабы — в основном военнопленные и злостные нарушители адата — в прошлом были объектом каннибальских церемоний. Должник считался заложником, пока не отрабатывал радже весь долг, внесенный в уплату за него раджей. Рабыня могла стать свободной, если ее брал в жены свободный общинник (после уплаты выкупа семье, собственностью которой она была). Дети раба и свободной женщины считались свободными 70.

Привилегированное положение старейшин, в особенности главного старейшины и его помощников, давало им возможность эксплуатировать труд общинников в своих интересах. Старейшины имели преимущество в торговле (вплоть до монополий), пользовались бесплатным трудом односельчан при обработке своих рисовых полей и в других работах. Батакские старейшины и члены старейших марга (их называют анак ни раджа — «дети раджи») имели гораздо больше земли, чем их односельчане и представляли собой более зажиточную прослойку, из которой начинало формироваться сословие будущих феодалов. Особенно отчетливо это проявлялось у типуров, мандайлингов и у каро.

Как и во всей Индонезии, голландцы проводили у батаков политику поддержки адатных старейшин, видя в них свою опору. Должность главного старейшины была сделана наследственной с обязательной передачей ее от отца к старшему сыну. Превращение старейшин в голландских чиновников низшего ранга привело к упадку их авторитета у населения. Недовольство населения вызывал и тот факт, что голландцы разрешали доступ в правительственные школы второй ступени (в Медане и Джакарте) только детям из господствующего марга. Недовольство старейшинами особенно ярко проявилось в период революции, когда многие из них были убиты 71.

Таким образом, к началу XX века батаки имели отчетливое классовое деление: феодализирующаяся общинно-родовая верхушка; привилегированные общинники из числа членов старейших марга; старейшины более низкого ранга и их родственники; свободные рядовые общинники, находившиеся в социальном и экономическом отношении в подчинении у вышеназванных привилегированных групп; наконец, бывшие рабы или их потомки. В большинстве случаев бывшие рабы не имели земли и были арендаторами у своих бывших хозяев. Подобное сословное деление было слабо выражено лишь у некоторых групп тоба.

Быстрое развитие товарно-денежных отношений с начала XX века, в особенности производство экспортных культур, вызвало рост классового расслоения. Из среды батаков выдвинулись представители собственной буржуазии, формировавшейся в значительной мере из числа старейшин, торговцев и производителей экспортных культур 72. Беднейшая часть деревенского населения стала заниматься отходничеством, искала средства к существованию в мелкой торговле, в освоении бывших плантационных и целинных земель на восточном побережье, на чайных и табачных плантациях в окрестностях Медана и Дели. Среди батаков, не нашедших работы в городе, формировался люмпен-пролетариат.

Конституция 1945 г., провозгласившая равноправие всех граждан Республики Индонезии, уравняла в правах и всех батаков. Она лишила старейшин и членов правящих марга их былых привилегий. Если со-

_____

70. Е. М. Loeb, The Bataks, pp. 40—42.

71. G. McTurnan Kahin, Nationalism and Revolution in Indonesia, New York, 1955, pp. 179—182; E. M. Bruner, The Toba Batak Village, pp. 59—60.

72. A. H. van Zanen, Voorwaarden voor maatschappelijke ontwikkeling in het Centrale Batakland, Leiden, 1934.

[208]

словные различия, сохранившиеся в какой-то мере, потеряли свое значение, то имущественные ликвидированы не были и в ряде случаев даже углубились в силу ускорения распада общины у батаков 73.

_______

73. Н. Porkas Daulae, Sedikittentang Marga Batak, hal. 30.

[209]

Маретин Ю.В. Батаки – народность Северной Суматры (этнографический очерк). // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Страны и народы бассейна Тихого океана. Выпуск VI. Под общ. ред. Д.А. Олдерогге. М., 1968, с. 201-209.