Сю Шэнь (Кузнецов, 2007)

СЮ ШЭНЬ (совершенствование тела / личности) — принятое главным образом в конфуцианстве обозначение самосовершенствования. Опирается на представление о нерасчленимом при жизни духовно-психическо-телесном Я — «теле/личности» (шэнь). У Мэн-цзы (Мэн Кэ, 372—289 гг. до н.э.) С.ш. выступает одним из главных условий «установления [правильного] предопределения» (см. Мин) («Мэн-цзы», VII А). В трактате «Сюнь-цзы» (IV—III вв. до н.э.) название «Сю шэнь» носит глава 2, в которой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания как «обтесывания» (сю) изначально злой человеческой природы (см. Син) посредством ли. В конфуцианском памятнике «Да сюэ» («Великое учение», V—II вв. до н.э.) С.ш. фигурирует как пятое из восьми основоположений — иерархической пирамиды задач индивидуума, соотнесенных с его нравственным, интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи, государства и Поднебесной (социума). Предшествующие основоположения — «выверение вещей», «доведение знания до конца», «обретение искренности помыслов» и «исправление сердца» могут толковаться не только как предпосылки, но и как составляющие С.ш. В свою очередь С.ш. служит основанием «благоустроения семьи», приведения в порядок государства и в конечном счете «умиротворения Поднебесной». Исходные конфуцианские трактовки С.ш. были развиты в неоконфуцианстве, в котором «Да сюэ» получил статус канона.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 569.

Понятие: