Синь как благонадежность/доверие
СИНЬ (благонадежность/доверие) — понятие классической китайской философии, наиболее существенное для конфуцианства. Основные этимологические значения — «вера», «истинность», «верить», «доверять».
В историческом трактате «Го юй» («Речи царств», V—III вв. до н.э.) С. вместе с преданностью (чжун, см. Чжун и/у), жэнь (гуманностью), и (долгом/справедливостью) составляет условие сохранения ли ([этико-ритуальной] благопристойности). В конфуцианском памятнике «Лунь юй» (V в. до н.э.) «любовь верхов к благонадежности» объявлена условием отсутствия тех, кто бы «осмелился не проявить чувство привязанности» (XIII 4). Там же С. фигурирует как одна из основ педагогической системы Конфуция наряду с вэнъ (письменностью/культурой), [практическими] действиями (см. Чжи) и преданностью (VII 26). В конфуцианском трактате «Мэн-цзы» (IV—III вв. до н.э.) благонадежным предлагается считать не только представителя верхов, но и всякого, кто «способен чувствовать добро (шань)» (VII А8). Основной создатель имперского конфуцианства Дун Чжуншу (190 или 179-120 или 104 гг. до н.э.), связав этические категории с классификационной схемой «пяти элементов» (у син), включил С. в число «пяти постоянств» (у чан) — моральных основ, посредством которых правитель исправляет пороки подданных: гуманность/социальность, долг/справедливость, [этико-ритуальная] благопристойность, знание (чжи, синоним чжи (мудрости)), благонадежность. В трактате «Чжун юн» («Срединное и неизменное», IV—II вв. до н.э.) в качестве коррелята и условия «благонадежности/доверия» как универсального принципа отношений между людьми фигурирует чэн (искренность) (XX 17).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 508-509.