Новая критика
НОВАЯ КРИТИКА — метод текстологического анализа, предложенный Р. Бартом (1915 — 1980), активно использующий психоаналитическую теорию и основывающийся на понимании символической природы произведения. В первой же философской работе «Исходный / Нулевой / уровень письма» (1953) Барт заявил основную тему своей философии: «Трудность литературы заключается в том, что она вынуждена самовыражаться посредством несвободного письма». Н.к. поставила задачу рассмотрения целостности литературного произведения, и поэтому центральной становится проблема специфики объекта литературной критики — средства выражения, язык, т.е. то, чем пользуется сама критика. В этом смысле новый критик оказывается писателем. С точки зрения Барта, это закономерный процесс «консолидации внутри двойственной — поэтической и критической — функции письма», но это одновременно и революция в культуре - смещение самого принципа «иерархической организации типов письма». Источником «объективности» новой науки о литературе должна стать «интеллигибельность», заключенная в объективности символов — «лингвистика дискурса» должна будет соответствовать вербальной природе литературы. Это означает, что такая наука будет «описывать логику порождения любых смыслов таким способом, который приемлем для символической логики человека». В связи с этим Барт разрабатывает новаторскую концепцию информативного изображения, в которой проводит анализ различных типов сообщений и делает вывод об особой роли символического сообщения, анализом которого призвана заняться риторика образа, тесно связанная с идеологией. Многие статьи Барта стали «программными»: «Воображение знака» (1962), «Структурализм как деятельность» (1963), «Основы семиологии» (1965).
В своих поздних работах «С/3» (1970), «Удовольствие от текста» (1973) и «Ролан Барт о самом себе» (1975) Барт преодолевает новую критику: задачей семиологии становится снятие закрепленной иерархии жанров и лежащего в их основе нарратива — метатек- ста, предписывающего построение текстов. Барт приходит к выводу о конце исторического мифа об авторе и произведении, а также о произведении и критике, заменяя его идеей сосуществования, взаимопроникновения читателя и текста, которое дает намного больше, чем простое знание, являясь основой духа человечества.
Литература:
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов /Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987;
Он же. Избр. работы: Семиотика, Поэтика. М., 1989; 2-е изд. 1994;
Он же. Критика и истина /Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987;
Он же. Лингвистика текста / Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8;
Он же. Мифологии. М., 1996;
Он же. Нулевая степень письма/Семиотика. М., 1983;
Он же. Основы семиологии / Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 361.