Новая критика
НОВАЯ КРИТИКА — метод текстологического анализа, предложенный Р. Бартом (1915 — 1980), активно использующий психоаналитическую теорию и основывающийся на понимании символической природы произведения. В первой же философской работе «Исходный / Нулевой / уровень письма» (1953) Барт заявил основную тему своей философии: «Трудность литературы заключается в том, что она вынуждена самовыражаться посредством несвободного письма». Н.к. поставила задачу рассмотрения целостности литературного произведения, и поэтому центральной становится проблема специфики объекта литературной критики — средства выражения, язык, т.е. то, чем пользуется сама критика. В этом смысле новый критик оказывается писателем. С точки зрения Барта, это закономерный процесс «консолидации внутри двойственной — поэтической и критической — функции письма», но это одновременно и революция в культуре - смещение самого принципа «иерархической организации типов письма». Источником «объективности» новой науки о литературе должна стать «интеллигибельность», заключенная в объективности символов — «лингвистика дискурса» должна будет соответствовать вербальной природе литературы. Это означает, что такая наука будет «описывать логику порождения любых смыслов таким способом, который приемлем для символической логики человека». В связи с этим Барт разрабатывает новаторскую концепцию информативного изображения, в которой проводит анализ различных типов сообщений и делает вывод об особой роли символического сообщения, анализом которого призвана заняться риторика образа, тесно связанная с идеологией. Многие статьи Барта стали «программными»: «Воображение знака» (1962), «Структурализм как деятельность» (1963), «Основы семиологии» (1965)...