Неоконфуцианство (Кузнецов, 2007)
НЕОКОНФУЦИАНСТВО - термин западного происхождения, обозначающий направления конфуцианства, сложившиеся в XI—XII вв. Применяется в нескольких значениях: а) взгляды основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) — Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И (XI в.), Чжу Си (XII в.) и их последователей; б) «учение о принципе» и конкурировавшее с ним «учение о сердце» (синь сюэ) Лу Цзю-юаня (XII в.) - Ван Янмина (1472-1529 в) взгляды китайских философов-конфуцианцев XI—XVII вв.; г) взгляды мыслителей-конфуцианцев Дальневосточного региона XI—XX вв. Понятию Н., помимо биномов ли сюэ и синь сюэ, выделяющих центральные категории указанных школ, соответствует еще несколько китайских терминов. Самые распространенные из них — сун сюэ («учение эпохи Сун», т.е. периода правления династии Сун, 960-1279); дао сюэ («учение дао», или «учение истины», явленной древними «совершенномудрыми») употреблялись как синонимы ли сюэ; термины ши сюэ («учение о реальном») и шэн сюэ («учение совершенномудрых») подразумевают Н. в самом широком смысле.
В XX в. этико-онтологические доктрины Н. (моральная метафизика) получили развитие и истолкование в понятиях запади философии у ряда мыслителей китайского происхождения — Моу Цзунсаня, Ду Вэймина и других, а концепции «учения о принципе» послужили одним из оснований «нового учения о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя (см. Конфуцианство).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 354.