Евразийство (Орлов, 2012)
ЕВРАЗИЙСТВО — идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920—1930-х гг. Начало движению положил сборник «Исход к Востоку» (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историко-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям позднего славянофильства (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, трактовала Россию как «Евразию» — особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. В научном плане евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок.
В 1920-х гг. к евразийцам примкнул Г. В. Вернадский. В его книгах была создана историческая и социокультурная части евразийской концепции, в том числе теоретическое обоснование уникальности «России-Евразии» как особой цивилизации. Оно опиралось на три тезиса: 1) в русской социокультурной истории определяющим природным фактором является соотношение леса и степи; 2) в результате синтеза византийского наследия и монголо-тюркского влияния произошла «христианизация татарщины»; 3) специфика исторического развития России определяется (зависит) от движения географического вектора с Запада на Восток («против Солнца»).
Кроме того, обнаружение Г. В. Вернадским цикличности и периодической ритмичности в образовании единой государственности и ее раздроблении на систему государств в разной конфигурации создавало теоретическую основу для объяснения феномена русской истории и, в частности, признания естественно-исторической обусловленности распада Российской империи.
Эта идея приобрела особое значение для левого крыла евразийцев (П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), готовых вслед за «сменовеховством» признать закономерность Октябрьской революции 1917 г. и возможность сотрудничества с советской властью. Евразийство постепенно приобретало политическую окраску. Однако споры с правым крылом евразийцев вызвали раскол движения (чему способствовало проникновение в его ряды агентуры ГПУ), и оно постепенно пошло на убыль в конце 1930-х гг.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 174.