Альтруизм
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму. В качестве морального принципа альтруизма фактически провозглашался буддизмом, стоицизмом (поздняя Стоя), христианством, затем английской этикой 18 века (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит), Лейбницем, Шопенгауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour autrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм Спенсера, придаёт ему антиальтруистическую направленность, полагая, что альтруизм является способом бегства слабых от своей посредственности, их групповым эгоизмом, противостоящим возможности достижения сверхчеловеческого совершенства. В психоаналитической концепции Фрейда альтруистические побуждения рассматриваются как невротическая компенсация лежащей в их основе противоположной направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
Классики марксизма-ленинизма показали, что постулируемая буржуазной этикой абстрактная противоположность между всеобщим и частным интересом, между альтруизмом и эгоизмом является «...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее", постоянно порождается другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоятельная сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Яpоцкий А. И., Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование, Юрьев, 1914; Dargun L. v., Sociologische Studien, H. l — Egoismus und Altruismus in der Nationalökonomie, Lpz., 1885; Gusti D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903.