Инновация

ИННОВАЦИЯ (от англ. innovation — нововведение). Процесс внедрения новых технологий, призванных прежде всего привести к повышению производительности той или иной деятельности (например, трудовой, учебной) и оказывающих существенное влияние на социально-психологические отношения в тех социальных группах, которые осуществляют этот процесс и в которых эти инновации осуществляются. Может затрагивать как материальную (внедрение новой техники), так и информационную (применение новых форм управления) сферу деятельности. При осуществлении инноваций чаще всего возникают определенные трудности, связанные с необходимостью ломки привычных стереотипов у тех, кого она затрагивает, преодоление которых в большой степени обусловлено специальной моральной подготовкой и развернутым предметным обучением новым знаниям, навыкам и умениям. Вместе с тем готовность к инновациям обусловлена и личностными позициями. Так, в частности, в рамках аномической концепции Р. Мертона инновация рассматривается как такая форма приспособления индивида к социуму, когда он принял и разделяет для себя общепризнанные культурные ценности в качестве жизненных целей, но при этом не считает, что доступные ему средства достижения этих целей эффективны и позволяют достичь успеха, по крайней мере так быстро и полно, как ему кажется желательным. При этом, в отличие от конформности, которая также предполагает принятие социально одобряемых целей, инновация не заимствует институционализированные средства достижения данных целей, а формирует свои собственные.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 222-223.