Тэндай
ШКОЛА ТЭНДАЙ (ТЭНДАЙ-СЮ). Буддийское учение Тэндай впервые было проповедано монахом Сайко (767—822), посмертно известным как Дэнгё Дайси (Великий Учитель, передающий учение), на горе Хиэй в начале IX столетия. После обучения в Китае Сайко вернулся в Японии, чтобы проповедовать Тэндай. Однако он сразу же столкнулся с сопротивлением школ Нара. Сайко хотел учредить свою кафедру на горе Хиэй, однако школы Нара воспротивились этому, так как подобный поступок угрожал их праву принимать монахов и таким образом сохранять единоличный контроль над структурой монашеского ордена. После смерти Сайко учение Тэндай обратилось к эзотерическим буддийским практикам под руководством ряда одаренных лидеров.
Тэндай фокусирует свое внимание на Сутре Лотоса, которая учит тому, что, хотя существуют различные и явно противоречащие друг другу буддийские учения, они все являются целесообразными механизмами, используемыми Буддой для того, чтобы проповедовать людям в соответствии с их способностями всю глубину Дхармы. Таким образом, различные сутры можно объяснить не как противоречащие друг другу, а скорее как учения, приспособленные к различным уровням восприятия. Школа Тэндай использует мириады различных буддийских учений, хотя следует Сутре Лотоса и считает ее вершиной буддийской Дхармы. Сутра Лотоса и Тэндай также проповедуют представление о том, что бодхисатвы, например Каннон (санскр. Авалокитешвара), готовы помочь людям в их духовных и материальных потребностях. Наконец, Сутра Лотоса также учит концепции конца Дхармы, т. е. времени, когда людям будет чрезвычайно трудно до-стичь просветления своими собствен-ными силами через медитацию, что оказало существенное воздействие на некоторые из новых школ буддизма Камакура. Выдающееся политическое положение Тэндай закончилось, когда Ода Нобунага разрушил большую часть храмового комплекса Энрякудзи на горе Хиэй в 1571 году.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 269-270.