Манихейство (СИЭ, 1966)

МАНИХЕЙСТВО - религиозное учение, зародившееся в 3 веке в Месопотамии на основе вавилонских, персидских (зороастризм) и христианских культов и по ряду основных положений близкое к гностицизму (см. в ст. Гностики). Основоположник манихейства - Мани. В основе манихейства лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Связывая зло с материей, а добро со светом, как духовным началом, манихейство рассматривало окружающий мир как воплощение зла, а цель мирового развития видело в "спасении" частиц света, заключенных в душе человека, от власти материи. Эта цель, согласно учению, могла быть достигнута лишь через крайний аскетизм (адепты манихейства должны были воздерживаться от мясной и некоторых видов растительной пищи, дать обет безбрачия, не касаться руками всего "тленного"). В конце 3 - начале 4 веков сложилась стройная организация сект манихеев (главы учения, апостолы; епископы - главы манихейских общин в отдельных областях; старейшины - главы отдельных общин; избранные; слушатели - адепты манихейства и его последователи). Широкая пропаганда манихейства сектами способствовала его распространению на Ближнем Востоке, в восточных областях Римской империи, в Средней Азии, Индии, Китае. Уже в 3 веке в манихействе существовало демократическое направление, выступавшее за активную борьбу со злом, в первую очередь - с социальным и имущественным неравенством; главой этого направления был Бундос (или Зардушт), начавший свои проповеди в Риме, а затем переехавший в Иран. Это направление получило широкую поддержку народных масс, отождествлявших борьбу со злом с борьбой против эксплуататоров. В 3-4 веках в Египте, Сирии, Иране происходили волнения городского и сельского населения, во главе которых стояли манихеи. Объективно направленное против феодализировавшегося государства и государственной церкви, манихейство, хотя и проповедовало в основном пассивные методы борьбы ("очищение душ"), вскоре стало подвергаться преследованиям. После казни Мани (276) проповедь манихейства была объявлена "вреднейшей ересью". Враждебным манихейству было и христианство. В 8-9 веках манихейство подвергалось преследованиям со стороны ислама. Тем не менее в некоторых областях Средней Азии, Восточного Туркестана манихейские общины существовали еще очень долго (в 8 веке манихейство была даже провозглашено официальной религией Уйгурского каганата).

Пессимистическая проповедь аскетизма и отшельничества привела к вырождению манихейства к 13 веку в узкое сектантство. Вместе с тем манихейство оказало сильное влияние на религиозно-философские концепции и религиозные движения средневековья (павликианство, богомильство в Европе, маздакизм в Передней Азии).

А. Л. Кац. Ош, В. Г. Луконин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Кац А. Л., Манихейство в Рим. империи по данным Acta Archelai, "ВДИ", 1955, No 3; Дьяконов М. M., Очерк истории др. Ирана, М., 1961 (имеется обширная библиография); Burkitt F. С., The religion of the Manichees, Camb., 1925; Andreas P. C., Henning W. (Hrsg.), Mitteliranische Manichaica aus Chinesisch-Turkestan, (Tl 1-3), "Sitzungsberichte der Preussischen Ak. der Wissenschaften", 1932-34; Schmidt C., Polotsky H., Ein Mani-Fund in Ägypten, там же, 1933; Polotsky H., (AbriЯ des manichaischen Systems), PWK, Suppl.-Bd 6, Stuttg., 1935; Ruech H.-Gh., Le manichéisme, son fondateur, sa doctrine, P., (1949); Klíma O., Manis Zeit und Leben, Prag, 1962; Storia delle religioni. Fondata da P. T. Venturi, 5 ed., (v.) 3, Torino, 1962.

Понятие: