Мир (СЗФ.ЭС, 2009)
МИР (англ. peace, нем. Frieden, фр. paix) - прежде всего негативное понятие; логически, поскольку он есть негация, отрицание войны, агрессии и насилия; антропологически, поскольку умерщвление значительно древнее и распространеннее, чем его санкционирование; исторически, поскольку значительные идеи о мире возникли именно в воинственные эпохи, но так и не смогли воспрепятствовать войне. Понятие мира охватывает ex negativo все действия, призванные урегулировать, ограничить или прекратить военные действия, однако эти действия определяются войной, как, например, мирные переговоры, мирные договоры, а также укрепление мира. Позитивное понятие мира образуется позже, с началом Нового времени, вместе с идеей всеобщего, вечного мира.
Отношение стран Запада к миру издавна теоретически и практически расколото, как и пара война-мир. Если для Гомера война была богоугодным делом, то уже Гесиод связывал с миром (греч. eirene) гармонию, блаженство. Это же касается и римского слова pax, которое закрепило в юридическом и военном отношении за мир его внутреннее и внешнее содержание. Ветхозаветное шалом относится к мессианскому королю мира. Хотя христианство в лице апостола Павла впервые возводит мир в ранг центральной индивидуализированной идеи спасения, которая находит выражение в культовом поцелуе мир, - в «Апокалипсисе» проповедуется также и насилие. Во всяком случае, мир на земле, в виде альянса pax romana и pax Christiana сделал земной мир не миролюбивее, а агрессивнее: конфессиональные войны, религиозные войны, священные войны были платой за христианское единение. В эпоху Средневековья немецкое слово Friede (от fridu, frithu - дружба, пощада) имело значение юридически охраняемой сферы, как, напр., территория государства, территория укрепленного города, дом. Только с возникновением национальных государственных образований Нового времени вырабатывается идея всеобщего, вечного мира, всеохватного мира, долженствующего положить конец существованию и смене периодов войны и мира. Данте Алигьери был первым, кто заговорил о всемирной монархии королевств и республик, в обязанность которой вменялось бы обеспечение всемирного мира. Эразм Роттердамский и С.Л. Франк сделали требование всемирного мира исходной логической посылкой, а Э. Крюсе требовал создания международного союза государств, включающего и нехристианские страны. Наиболее значительные трактаты о м. создали в эпоху Просвещения аббат Кастель де Сен-Пьер («Трактат о вечном мире», 1713) и И. Кант («О вечном мире», 1795). Им мы обязаны современными исследованиями о мире и идеей Лиги наций, из которой вышла Организация объединенных наций.
Проблему будущего всеобщего мира И. Кант осознал еще в 1795 году. Для достижения мира требуется насилие. Внутри государства обеспечение мира облегчается государственной монополией. В межгосударственных отношениях такой монополии нет, поэтому до создания Лиги наций действовал закон сильнейшего. Однако в военном отношении Лига наций уступает сильнейшему государству или группе наиболее сильных государств. Для достижения мира Лига нуждается в поддержке сильнейших, но оказывается беспомощной, если эти сильнейшие сами ведут военные действия. Хотя союз наций сегодня, согласно § 2, абз. 3 и 4 Устава ООН, и запрещает насилие и войну, но этот параграф о мире позволяет проводить миротворческие операции только в отношении слабых государств, в то время как сильные безнаказанно ведут войны. Это нарушает нейтралитет сообщества государств, когда более сильные даже могут принудить к созданию миссий мира, предоставлению мандатов мира и миротворческих войск для ведения агрессивных грабительских войн (например, за сырьевые ресурсы).
В этом заключается дилемма мира: он всегда плетется следом за войной. То же самое западное общество, которое в начале Нового времени выдвинуло идею вечного мира, было одновременно и самым агрессивным (колониализм, империализм, мировые войны). К тому же развитие науки привело к невиданному совершенствованию военных технологий, что имело своим следствием опустошительные войны и не в последнюю очередь угрозу, которую представляла для человечества атомная бомба. Поэтому после Второй мировой войны военная угроза и необходимость обеспечения мира все настойчивее проникают в общественное сознание. Но даже премии мира, например, Нобелевская премия мира, мирные инициативы и движения в защиту мира не могут ничего поделать с тем, что войны становятся все насильственнее, коварнее и опаснее. Это несоответствие проистекает из того, что ведущие войны и думающие о м. происходят из разных общественных сфер, и думающие имеют мало влияния на тех, кто действует. Поэтому междисциплинарные исследования мира пытаются ответить на четыре вопроса: (1) В чем заключаются причины войн? (2) Какими должны быть структуры мирного мироустройства? (3) Каковы стратегии перехода от status quo к мирному мироустройству? (4) Кто может быть носителем стратегий, необходимых для этого перехода?
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 155-156.