Дун-Цзин

ДУН-ЦЗИН (движение—покой) - одна из стандартных категориальных оппозиций по модели инь и ян в китайской классической философии. Согласно даосскому в своей основе трактату «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), человек от рождения пребывает в покое; последний выступает исходным атрибутом син ([индивидуальной] природы), на котором строятся все другие качества.

Согласно учению представителя философского направления сюань сюэ Ван Би (226—249), акцентировавшего онтологическую первичность отсутствия /небытия, наличие/бытие возникает из пустоты (сюй, см. Сюй — ши) так же, как движение берет начало в покое. Остановка движения означает состояние покоя, который вместе с тем не противостоит движению, а потенциально его содержит.

Онтологическая первичность покоя признавалась большинством крупнейших мыслителей-неоконфуцианцев. Чжан Цзай (1020 — 1078) сформулировал тезис: «Движение не приходит извне»; причина «коловращения вещей» изначально присутствует в мироздании в виде импульса: само движение содержится в покое и потенциально безгранично. Чжоу Дуньи (1017-1073) усматривал в движении Великого предела (тай цзи) причину рождения силы ян, а в покое Великого предела — порождающее начало инь. Покой и движение — «корни» друг друга; доход я до предела, они последовательно сменяются противоположностью. Положение «Хуайнань-цзы» об исходном покое, в котором пребывает изначальная природа человека, преобразовано Чжоу Дуньи в принцип главенства покоя (чжу цзин), подразумевающий упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования.

Главный создатель неоконфуцианского учения о принципе (ли сюэ) Чжу Си (1130— 1200) отождествил Великий предел со структурообразующим началом — ли (принципом), содержащим в себе движение и покой. Они соотносятся друг с другом как «тело/субстанция — функция/акциденция» (ти—юн), неразделимые в небесном принципе (тянь ли): «Покой — это тело Великого предела, движение — функция Великого предела». Движение не устраняет покоя — он может быть просто неразличим, также как и движение в состоянии покоя. Медитативная практика «подвижничества» (гунфу), по Чжу Си, предусматривает такое «проникновение в покой и движение», когда основой становится покой. У ведущего мыслителя неоконфуцианского направления синь сюэ (учение о сердце) Ван Янмина (1472-1529) понятие «покой» сопряжено с понятием «принцип» и представлением о высшем благе (цзи шань), выходящем за пределы добра, соотносимого со злом, а «движение» - с ци (пневмой) и наличием соотносительных добра и зла. Причем высшая реальность благого знания (лян чжи) - врожденного интуитивного знания блага, лишена и движения, и покоя.

Категории «движение» и «покой» продолжают играть существенную роль в теории традиционной китайской медицины и особенно — психофизиологического тренинга, где они применяются для описания физических и психических процессов и состояний.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 149-150.

Понятие: