Идентичность (СЗФ.ЭС, 2009)
ИДЕНТИЧНОСТЬ (англ. identity, нем. Identität, фр. l'identité) - как логическая категория означает отношение, члены которого тождественны друг другу (например, понятия «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» идентичны - оба означают планету Венера). В качестве категории метафизики идентичность (тождество) есть характеристика бытия, более фундаментальная, чем различие. М. Хайдеггер в своих размышлениях об идентичности опирается непосредственно на элеатов: идентичность для него есть всеобщность бытия. Всякое сущее тождественно самому себе, и в той мере, в какой оно есть сущее, - всякому другому сущему. Идентичность, таким образом, исключает различие (ибо исключает иное бытие и, стало быть, то, что выступает причиной инаковости - изменение).
Понятие идентичность стоит в центре критики западноевропейской философской традиции, которую ведут в 1960-1970-е года критическая теория, Э. Левинас и французский постстуктурализм. Т. Адорно дезавуирует господствовавшее на протяжении столетий философствование в качестве «мышления тождества» (или «мышления идентичности»); это мышление систематически игнорирует «нетождественное» - непосредственность существования, которая не поддается втискиванию в рамки той или иной самотождественной «тотальности». «Философии идентичности» Т. Адорно противопоставляет свою «негативную диалектику». Равным образом на критике фигуры тождества построена философия Иного (Другого) у Э. Левинаса. Реабилитации «различия» (difference) и, более того, демонстрации его первичности перед идентичностью посвящены работы Ж. Делеза «Различие и повторение» (1968) и Ж. Деррида «Письмо и различие» (1967).
Философское понятие и. долгое время остается вне применения в социальной и психологической науке. Культурная антропология, социология и социальная психология пользуются этим словом без всякого соотнесения с философией или вовсе не прибегают к термину и., довольствуясь традиционным понятийным аппаратом - «самость», «самосознание», «Я», «личностное самоопределение» и т. д.
Встреча различных словоупотреблений происходит в 1960-е годы благодаря работам Э. Эриксона, который ввел слово «идентичность» в междисциплинарный научный оборот. Идентичность, по Э. Эрнксону, есть «длящееся внутреннее равенство с собой», «непрерывность самопере, кивания» личности. Этот находящийся на стыке психологии и социологии подход практиковался в англо-американской литературе Э. Гоффманом, а до него - Ч. Кули и Дж. Г. Мидом. Ч. Кули (в 1920-е) и Дж. Г. Мид (в 1930-е) продемонстрировали, в частности, что личностная идентичность (в их терминологии - Self) не есть априори человеческого поведения, но что она складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия («социальной интеракции»). Идентичность - изначально социальное образование; индивид видит себя таким, каким его видят другие. Идентичность есть, таким образом, генерализированный, обобщенный Другой. К сходным выводам приходит, отправляясь от совершенно иных предпосылок, Ж. Лакан, для которого «Я идентичность» и «Другой» принципиально неотделимы. Идеи Ч. Кули и Дж. Г. Мида дали толчок развитию «символического интеракционизма» и «теории ролей», своеобразным синтезом которых стала «драматическая модель» идентичности, разработанная Э. Гоффманом.
Идентичность во всех этих случаях есть горизонт, в котором некоторая личность существует и действует как целое; к этому горизонту индивид может по-разному относиться, но без него нельзя обойтись. Идентичность здесь - характеристика отношения индивида к себе самому, его «самопринадлежность», тогда как в другом контексте (который может быть обозначен как «социальный» или «социокультурный») идентичность характеризует принадлежность индивида некоторому коллективу. В соответствии с типом коллектива, с которым идентифицируют себя индивиды (государство, нация, партия, этническая или культурная группа, субкультура и т. д.), различают политическую, национальную, идеологическую, этническую, культурную идентичность. При этом, однако, нельзя забывать, что идентичность в строгом смысле может быть атрибутирована только индивидам и что выражение «коллективная идентичность» всегда нуждается в дополнительных оговорках.
Роль философии в этой связи - критическая проверка словоупотребления, в отсутствии которой комплексные и проблематичные образования выглядят как нечто само собой разумеющееся и простое. На это обстоятельство обратил внимание Ю. Хабермас, неоднократно выступавший против некритического употребления термина «идентичность» и, в частности, против подмены проблематики индивидуальной идентичности риторикой коллективной идентичности.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 141.