Семья (Осипов, 2014)
СЕМЬЯ — может рассматриваться в двух значениях: 1) социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Нормы могут носить законодательный характер или регламентироваться обычаями и традициями; 2) малая социальная группа, общность людей, основанная на супружеском союзе и родственных связях, объединенная единой общесемейной деятельностью и осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования ее членов.
Универсальность семьи, ее социальная и личностная значимость заключается в ее способности удовлетворять целый ряд фундаментальных потребностей общества и человека. В семейных отношениях отражается как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сферы социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачно-семейных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием семьи и брака через систему общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесс воспитания.
К важнейшим социальным функциям семьи относятся: 1) репродуктивная. Семья выступает для общества важнейшим механизмом воспроизводства населения, его пополнения и замещения одного поколения др. Кроме того, существующие социальные нормы обеспечивают возложение ответственности за ребенка на конкретную группу взрослых, чем гарантируется выживание ребенка, а значит, и самого общества; 2) функция социализации (воспитательная) — формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Семья является первичной социальной группой, в которой происходит передача культуры, ребенок усваивает общественно-исторический опыт, нормы, ценности, образцы поведения, присущие данному обществу. В семье также осуществляется социальное самоопределение ребенка, поскольку его рождение означает юридическое и социальное определение: он получает фамилию, имя, отчество, приобретает права на жилье, имущество и т.п.; 3) экономическая функция — организация материально-бытовых условий, поддержание определенного уровня жизни, оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи др.; 4) регуляция сексуальных отношений — возможность социального контроля за сексуальными отношениями благодаря тому, что законодательство, нормы и обычаи регламентируют социально приемлемые формы выражения сексуальных чувств и способов их реализации; 5) функция и психологической поддержки членами семьи друг друга. Гармоничные семейные отношения, эмоциональное и духовное единство членов семьи обеспечивают эмоциональную поддержку, стабилизацию членов общества, помогают переживать трудности. Кроме этих, базовых, функций семьи, выделяют также шестую функцию первичного социального контроля — регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, принятие ответственности и обязательств в отношениях между супругами, детьми, разными поколениями. Некоторые авторы выделяют и седьмую функцию организации досуга членов семьи — посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой культуры, информации, литературой и искусством.
Выполняя важнейшие социальные функции, семья в то же время позволяет удовлетворять широкий круг индивидуальных, личностных потребностей. К ним относятся базовые потребности личности: в материальном обеспечении, комфорте, безопасности, удовлетворении сексуального влечения, потребности в продолжении рода, в родительстве, материнстве и отцовстве, самореализации в детях. Гармоничные семейные отношения создают условия для личностного роста членов семьи, способствуют реализации потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, в познании смысла и назначения своего существования.
Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями, национальными и культурными традициями, что проявляется в содержании этих функций и особенностях их иерархии. В основе семьи лежит институт брака, который охватывает не всю сферу семейной жизни, а включает совокупность норм и санкций, регулирующих отношения супругов. Историческая эволюция семейных отношений связана именно с изменением формы брака. Исходными формами брачно-семейных отношений являлись кровно-родственная брачная общность между всеми лицами одного поколения и совместное воспитание детей в первобытном обществе. Далее эволюция шла по пути выделения и упрочнения парных связей, от аморфных и недолговечных до установления прочных моногамных отношений супругов. Изменение формы брака было связано с появлением собственности и вопросы наследования. Современная форма брака стала возможной вследствие серьезных социально-экономических преобразований общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) существования мужчины и женщины. В ряде стран в силу культурных, религиозных и экономических особенностей в основе семейных отношений лежит полигамия (брак, предполагающий наличие нескольких жен у одного мужчины) или (редко) полиандрия (наличие нескольких мужей у одной женщины).
Виды и формы современной семьи многообразны, их можно выделять по разным основаниям: 1) по количеству поколений. Одно-поколенная семья — супружеская пара без детей. Некоторые авторы считают, что бездетные супружеские пары не являются семьей в строгом смысле слова, поскольку не строятся на основе триединого отношения супружества — родительства — родства. Нуклеарная семья (двухпоколенная) — супружеская пара, проживающая с детьми, еще не состоящими в собственном браке. Расширенная семья (многопоколенная) включает три и более поколений, проживающих вместе; 2) по наличию родителей. Полная семья: имеются оба родителя — отец и мать. Неполная семья: семья, состоящая из одного родителя (чаще матери) и детей. Неполные семьи могут образовываться в силу разных причин, в соответствии с чем их разнообразие велико; 3) по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семьи; 4) по типу распределения семейных ролей.
Авторитарная семья, во главе которой стоит один из супругов, обладающий верховной властью в решении основных вопросов семейной жизни. Демократическая семья: с равным распределением прав и обязанностей. Автономная семья: с разделением сфер влияния супругов, когда муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния др.; 5) по состоянию психологического здоровья выделяются благополучная, гармоничная, нормально функционирующая семья, семья с высоким качеством брака или неблагополучная, дисфункциональная, дисгармоничная семья (множество терминов); 6) по критерию устойчивости: стабильная семья, распадающаяся или нестабильная семья; 7) по признаку юридического оформления брачных отношений: зарегистрированная и «гражданская» семья, строящаяся на основе незарегистрированного («гражданского» или фактического) брака.
Семья проходит в своем развитии определенный «жизненный цикл» — смену стадий, связанных с ее созданием, появлением новых членов, их взрослением, уходом или смертью членов С. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование, приводя при определенных условиях к кризисам и конфликтам. Выделение стадий жизненного цикла семьи чаще всего основано на изменении положения детей в семейной структуре, в связи с чем выделяются следующие: 1) внесемейное положение — выбор партнера, ухаживание; 2) семья молодоженов или молодые браки (до 4 лет, но до рождения первого ребенка); 3) семья с маленькими детьми; 4) зрелая семья — с детьми школьного возраста; 5) выход повзрослевших детей из семьи — стадия «опустевшее гнездо»; 6) семья людей старшего возраста.
Тенденции развития брачно-семейных отношений в большинстве развитых стран мира: рост значимости свободного выбора партнера, ориентация прежде всего на эмоциональные отношения и интересы; усложнение социальной структуры семьи, ее связей с внешним миром, ролевого распределения супругов; уменьшение количества детей в семье, увеличение возраста вступления в брак. Среди современных тенденций изменения структуры семьи выделяют уменьшение доли семьи классического типа за счет доли неполных семей (вследствие внебрачных рождений и разводов), а также конкубинантных союзов и юридически неоформленных сожительств. ... Эволюционные тенденции в семьи включают и изменения в детско-родительских отношениях. Происходит изменение статуса ребенка в семье от полного подчинения воле родителей до появления детоцентрической семьи, в которой ребенок является стержнем, вокруг которого организуется жизнь семьи.
Изменения, происходившие с институтом семьи на протяжении 20 века, получили неоднозначное толкование в научной литературе. Можно выделить две противоположные точки зрения на глубину и направленность семейных изменений:
• цивилизационная парадигма (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Вишневский, А.Н. Елизарова и др.). Изменения в институте семьи (переход от закрытой к открытой системе формирования брака, эмансипация женщин, эмансипация детей от родителей, рост личной свободы каждого из членов сообщества и т.п.) воспринимаются как позитивный в целом процесс демократизации в семейной сфере, отражение общемировых цивилизационных тенденций;
• кризисная парадигма (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, Н.Г. Марковская и др.). Семейные изменения рассматриваются как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института, отражение ценностного кризиса в обществе в целом. В структуре личности доминантными становятся внесемейные ценности — семья и родительство неконкурентноспособны по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, квалификации, материального благополучия и т.п.
H.Л. Москвичева
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 408-411.
Литература:
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; Голод С.И. Стабильность семьи: социол. и демогр. аспекты. Л., 1984; Мацковский М.С. Соц-я семьи. М., 1989; Антонов А.И., Медков В.М. Соц-я семьи. М., 1996; Андреева Т.В. Соц. психология семейных отношений. СПб., 1998; Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.