Дхарма (ДИ, 1999)
Среди названных принципов дхарма, пожалуй, является наиболее многозначным и емким, в наибольшей мере способным совмещаться с каждым из остальных и дольше всех сохраняющим свою актуальность на жизненном пути 9.
Многозначность этого слова явственно прослеживается в истории индуизма (как и возникшего в его недрах буддизма), и следует оговорить некоторые оттенки его значения. Отметим прежде всего употребление dharma в контексте упоминаний об определенных сословиях, варнах. Здесь дхарма (семантически пересекаясь и с интересующим нас значением) обозначает совокупность обязанностей в самом широком смысле слова, присущих определенной группе (дхарма кшатрия, дхарма вайшьи и т.д.). Таковы поучения Кришны Арджуне о высшем долге кшатрия (т.е. сражаться — БГ 11.31 и сл.; ср. XVIIL47). Кришна говорит, что лучше следовать собственному долгу (dharma), пусть даже не приносящему заслуг, чем хорошо, но «со страхом» исполненному чужому долгу (III.35)...