Эпикуреизм

Что же касается эпикурейца, то он рассматривает этот мир
как случайный, бессмысленный и порочный продукт механического
взаимодействия атомов, и, поскольку вероятная продолжительность
существования конкретного преходящего мира, в котором он
оказался, слишком велика по сравнению с возможной
продолжительностью человеческой жизни, ему ничего не остается
делать, как ожидать собственной кончины или ускорить ее
по собственному усмотрению.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории.
Мир и Запад. [пер. с англ.] /М., 2011, с. 241.

Эпикурейцы (Аблеев, 2005)

Развитие идей атомистов продолжил Эпикур (IV — III века до н. э.), явившийся не просто одним из последователей Левкиппа и Демокрита, но ярким и оригинальным философом. Его философская школа называлась «Сад Эпикура». Уже при жизни основателя она пользовалась большой популярностью, тем не менее историческая жизнь ее как в Греции, так и в Риме оказалась недолгой.

Философию Эпикур разделял на три области: логика (каноника), физика (натурфилософия), этика. Предмет изучения логики — критерии истинности и ложности. Они у него сводятся к ощущениям и чувствам «наслаждения — страдания». Это есть непосредственное восприятие, а оно, если уметь его фиксировать, по мнению Эпикура, всегда истинное...

Эпикурейцы (Адкинс, 2008)

Эпикурейцами называют последователей философии Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Последний находился под влиянием философии Демокрита и создал собственные философские группы в Митилене и Лампсаке. Около 307 г. до н.э. он поселился в Афинах, где основал сообщество последователей («Сад»), в состав которого входили даже женщины и рабы. Очевидно, все они жили в строгом уединении, однако их общинный образ жизни являлся предметом критики и насмешек. Их учение основывалось на доверии органам чувств и на отказе от веры в сверхъестественное вмешательство и от суеверий.

Эпикурейство (Лопухов, 2013)

ЭПИКУРЕЙСТВО — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура (341-270 гг. до н. э.), главная из которых — идея достижения безмятежности духа и состояния наслаждения жизнью в любых ее проявлениях. Под наслаждением жизнью Эпикур понимал прежде всего отсутствие страданий, страха перед смертью и спокойную совесть, не омраченную страданиями других людей. Лучшие наслаждения те, считал философ, которые обусловлены разумом, совестью и чувством меры. Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от любых дел, связанных со страстями и амбициями.

Эпикуреизм (НФЭ, 2010)

ЭПИКУРЕИЗМ – философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами (οἱ Ἐπικούρειοι); в качестве школьной традиции существовало в период с конца 4 в. до н.э. до середины 3 в. н.э. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и бессмертия души. Эпикурейская утилитаристская этика нередко вульгаризировалась и ошибочно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям.

Эпикуреизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭПИКУРЕИЗМ - эллинистическая философская школа, которая возникает в IV—III вв. до н.э. и существует вплоть до IV в. н.э. Основал школу в 306 г. до н.э. в предместье Афин Эпикур. Среди других представителей Э. можно назвать Тита Лукреция Кара (I век до н.э.), написавшего дошедшую до нас философскую поэму «О природе вещей», где излагаются взгляды Эпикура. Цель жизни — достижение счастья, счастье — достижение удовольствия. Над входом в «сад», где находилась школа Эпикура, замкнутое содружество, была надпись, где удовольствие именовалось высшим благом. Человек стремится к удовольствиям различного рода. Есть удовольствия не естественные и не необходимые (жажда славы, стремление к власти, к богатству)...

Эпикуреизм (Конт-Спонвиль, 2007)

ЭПИКУРЕИЗМ (EPICURISME). Учение Эпикура и его учеников. Радикальный             материализм, продолжение атомизма Демокрита: не существует ничего, кроме бесконечного числа атомов в бесконечной пустоте; все происходящее — это их движение и их встречи друг с другом. Это также парадоксальная форма сенсуализма, поскольку атомы и пустота, из которых состоит реальность, не чувственны. Наконец, это, главным образом, настоятельный гедонизм: удовольствие, являющееся единственным благом, достигает кульминации в таких радостях души, как философия, мудрость и дружба. Разумеется, душа — всего лишь часть тела, состоящая из более подвижных атомов, и она умирает вместе с телом. Никакой жизни кроме посюсторонней не существует. И никакой иной награды, кроме удовольствия от хорошо прожитой жизни, нет и не будет. Провидения не существует, судьбы не существует, конечной цели не существует. Что же такое наш мир? Скопление атомов, появившееся на свет случайно и в любом случае имеющее свой конец. Что такое боги? Они так же материальны, как все остальное, и не имеют власти над природой, ибо не они ее создали, но она включает их в себя...

Эпикурейская школа

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА — материалистическая философская школа Древней Греции, основанная Эпикуром (конец IV в. до н. э. — начало VI в.). Эпикурейская школа прошла три основных этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н. э.) (ранний, или древний «Сад»); 2) греко-римский эпикуреизм II—I вв. до н. э. (средний «Сад»); 3) эпикуреизм в Риме (I-VI вв. н. э., поздний «Сад»).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 546.

Эпикуреизм (Кузнецов, 2007)

ЭПИКУРЕИЗМ — этическая теория, получившая название по имени ее основателя древнегреческого философа Эпикура. Высшим благом Эпикур считал состояние блаженства, спокойствия духа. Стремление к наслаждению, с его точки зрения, присуще любому живому существу. Но наслаждения должны быть такими, чтобы они не приносили последующих страданий. С другой стороны, Эпикур не признает ценности удовольствий процесса, например, поглощения пищи, а признает только ценность состояния, наступающего в результате удовлетворения чувства голода. Удовольствия разделяются им на три класса: а) естественные и необходимые (элементарные телесные потребности); б) естественные, но не необходимые (изысканные яства); в) неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы). Приемлемой является только первая группа...