Ценность

Инструментальные и терминальные ценности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - теоретический конструкт ценностных ориентаций, разработанный М. Рокичем, в основе которого лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяются два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения других целей (инструментальные). В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий..

Ценность

ЦЕННОСТЬ, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу всё многообразие предметов человеческой деятельности, обществ. отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д.

Ценность (Кондаков, 2007)

ЦЕННОСТЬ — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с ними, для субъекта познания и деятельности, определяемая их связью с жизнедеятельностью человека. Находит свое выражение прежде всего в идеалах, нравственных нормах, установках, побуждая соответствующую деятельность и выступая ее регулятором. В широкомасштабном кросс-культурном исследовании было показано, что существуют основные ценности, одинаково признаваемые во всех культурах (Schwartz S. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 25, pp. 1-65, N. Y.: Academic Press, 1992)...

Ценностей теория

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ, аксиология, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — основной вопрос общей ценностей теории. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистический рационализма от Платона до Гегеля и Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности...

Ценность (Головин, 1998)

ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности:

Абсолютные ценности

АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ - ценности, укорененные в Высшем. К таковым нередко относят сверхличностные ценности истины, нравственного добра, красоты, свободы, без которых невозможна полнота личностно зрелой жизни. Их абсолютность в том, что они – не культурно обусловлены, а происходят из высшего трансцендентного источника. Наивысшая из абсолютных ценностей-Бог.  Всеобъемлющая абсолютная ценность есть абсолютная полнота бытия, полнота жизни. (Н. Лосский).

Tags: 

Ценность (Лопухов, 2013)

ЦЕННОСТЬ — в философском смысле все то, что имеет для человека или группы лиц устойчивую значимость (природные и социальные явления, идеи, принципы, нормы взаимоотношений, традиции, культурное наследие и т. д.). Ценность — все то, к чему люди относятся с повышенным уважением, признанием, почтением и что более всего способствует ориентации человека в вещном и духовном мире. Именно система общепринятых ценностей лежит в основе той или иной цивилизации. Система ценностей исследуется аксиологией.

Tags: 

Ценность. После Канта

ЦЕННОСТЬ. ПОСЛЕ КАНТА. Если Кант признавал ценностно релевантным только «чувство моральной ценности», то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что «безусловной ценностью» и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание.

Ценность (по Канту)

ЦЕННОСТЬ. КАНТ. Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с «природными» для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В «Основоположении к метафизике нравов» (1785) он вводит понятие «абсолютной ценности (Wert)» чистой доброй воли.

Ценность (в новое время)

ЦЕННОСТЬ. НОВОЕ ВРЕМЯ. «Аксиологические» изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. Монтень указывал на субъективную природу ценности. Гоббс выделял «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости» и есть его «цена», и «достоинство» – общественную ценность человека, которая есть та «цена», которую ему дает государство. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта – с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые «внешними церемониями») и естественные...

Страницы