Ценность (Кондаков, 2007)
ЦЕННОСТЬ — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира или символов, связанных с ними, для субъекта познания и деятельности, определяемая их связью с жизнедеятельностью человека. Находит свое выражение прежде всего в идеалах, нравственных нормах, установках, побуждая соответствующую деятельность и выступая ее регулятором. В широкомасштабном кросс-культурном исследовании было показано, что существуют основные ценности, одинаково признаваемые во всех культурах (Schwartz S. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 25, pp. 1-65, N. Y.: Academic Press, 1992). С помощью метода многомерного шкалирования было показано, что таких ценностей (категориальных типов) может быть выделено десять: достижения, власть, безопасность, конформизм, традиции, доброжелательность по отношению к близким людям, учет интересов людей вне собственной группы, самоуправление, активность и гедонизм. Данный список является универсальным, хотя в разных культурах указанные ценности имеют различный вес. Эти ценности были представлены в двухмерном пространстве, в котором одна из двух независимых осей характеризует открытость опыту — сохранение status quo, а другая — экспансию «Я» — выход за пределы «Я». Выбор человеком ценностей, принадлежащих разным полюсам какой-либо из этих осей, может свидетельствовать о противоречивости его ценностных ориентаций. Синоним. Валентность.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 662-663.