Агни

АГНИ [др.-инд. — огонь] — 1) в индуизме — бог огня, жертвенного костра, домашнего очага; 2) главный из земных богов, поскольку выступает посредником между людьми и богами, которым пламя возносит жертвы.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 7.

 

Агни

АГНИ (Огонь) — бог огня. В «Ригведе» — второе по числу упоминаний божество, культ которого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, который он олицетворяет и который занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым Агни чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах Агни прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми.

Агни (БСЭ, 1926)

АГНИ, одно из древнейших божеств Индии. Агни бог огня, и самое имя его значит огонь. В культе Агни ясно сохранились следы фетишизма (золотой фетиш Агни) и тотемизма (в гимнах об Агни говорится, как о быстроскачущем коне). Агни изображался двуликим, четвероногим и восьмируким, сидящим верхом на баране. Агни прежде всего тот огонь, который добывали в древней Индии трением. Как земной огонь, он покровитель очага и жертвоприношений. Как небесный огонь, Агни — огонь молнии. Он трижды рожден: раз на небе, раз на земле людьми и раз в воде.

Агни (Баландин, 2007)

АГНИ. Имя этого бога [индийского пантеона] для русского уха звучит совершенно понятно: огонь, огни (первая буква произносится обычно как «а»). Культ Агни предполагает не просто огонь как таковой, а прежде всего жертвенный, который обеспечивает связь людей с богами. Поэтому Агни часто упоминается вместе с Сомой. Кроме того, в плане философском, воздаются почести духу огня, огненосной субстанции, одной из главнейших природных стихий.