Агни
АГНИ (Огонь) — бог огня. В «Ригведе» — второе по числу упоминаний божество, культ которого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, который он олицетворяет и который занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым Агни чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах Агни прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, Агни — также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифическими родами жрецов огненного культа — Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений Агни. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, Агни — «трижды рожден» (в небе — солнце, на земле — огонь, в атмосфере — молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с другими богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ Агни еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах — бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение Агни умаляется. В послеведийском пантеоне Агни занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте Агни — всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом — как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция Агни сохраняет значение в индуизме. Женой Агни именуется Сваха — персонификация ритуального возглашения. В послеведийской литературе Агни рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма — «утробный» огонь (аударья). Представление об Агни, живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).
В. Эрман
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.