Ти-Юн

Ти-Юн

ТИ – ЮН – терминологическое словосочетание китайской философии, имеющее три основных значения. 1. «[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут». Первый член терминологической пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указанных значениях понятия «ти» («тело/основа») и «юн» («применение») фигурируют, видимо, в «Сюнь-цзы»: «Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн) по отношению к человеку» (глава «Фу го» – «Обогащение государства»).

Ти-Юн (Кузнецов, 2007)

ТИ-ЮН (тело/субстанция — функция/ акциденция) - терминологическое словосочетание в китайской философии, имеющее три основных значения: а) «[оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут»; б) «основа/субстанция — проявление/ акциденция» (более узкое значение: «ноумен — феномен»). Здесь соотношение ти и юн более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.—ю. начал разрабатывать представитель направления сюань сюэ Ван Би (226 — 249), у которого в качестве вселенской «основы»-ти фигурировало «отсутствие/небытие» (у, см. Ю-у). Главный основоположник неоконфуцианского учения о принципе (ли сюэ) Чжу Си (1130—1200) перенес дихотомию Т.—ю. на соотношение син ([индивидуальная] природа) и цин (чувства); в) дихотомия «принцип (основа) — применение (второстепенное)»...